6086

В Новгородской области начался первый в России судебный процесс о признании геноцидом преступлений нацистов

Солецкий районный суд Новгородской области сегодня, 14 октября, начал первый в России процесс о признании факта геноцида народов Советского Союза нацистами в годы Великой Отечественной войны.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»
© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

Суд проходит по заявлению прокурора Новгородской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц — родственников (потомков) мирных жителей, погибших в районе деревни Жестяная Горка Батецкого района Новгородской области в годы Великой Отечественной войны от преступных действий немецко-фашистских захватчиков и их пособников.

— Предварительное судебное заседание пройдёт 14 октября в 15:30. На нём будут решаться организационные вопросы, касающиеся определения порядка слушания дела, — сообщили в объединённой пресс-службе региональных судов.

Прокуратура просит суд признать преступления нацистов в Жестяной Горке преступлением против человечества и геноцидом населения СССР.

Речь идёт о массовом убийстве советских граждан в 1942 году. Тогда немецко-фашистские захватчики сформировали «тайлькоманду» полиции безопасности и СД. В неё входили более 20 человек, а возглавляли — лица из числа офицерского состава немецкого и австрийского происхождения. В качестве исполнителей в неё также вошли выходцы из Латвийской ССР.

В 1942 и 1943 годах в деревне Жестяная Горка участники «тайлькоманды» расстреливали и наносили несовместимые с жизнью травмы мирным гражданам и военнопленным Красной Армии.

Также они арестовывали советских граждан, в ходе которых применяли пытки и истязания, а после — убивали их за пределами деревни, сбрасывая тела в ямы. Тогда члены группы убили не менее 2 600 человек.

Организатором расправ над советскими гражданами в Новгородской области стал немецкий генерал Герцог Курт. В декабре 1947 года Военный трибунал Ленинградского военного округа приговорил его к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет.

Непосредственные исполнители к уголовной ответственности не привлекались, их преступным действиям процессуальная оценка не давалась.

Согласно статьи 1 Конвенции ООН, к военным преступлениям и преступлениям против человечества, как они определены в августе 1945 года Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала и подтверждены в феврале и декабре 1946 года резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, не применяются сроки давности.