7169

В Новгородской области отмечается дефицит педагогов

Из 20 выпускников российских педагогических вузов только трое приходят работать в школу, а приём в профильные институты сократился в шесть раз из-за нехватки желающих. Об этом рассказали на круглом столе в рамках педагогического марафона в Новгородском университете.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»
© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

Всю следующую неделю эксперты из разных городов страны будут представлять региональные практики решения кадровой проблемы в образовательных учреждениях.

— На данный момент в новгородских школах работают 1574 педагога, 1330 — работают в детсадах. И только 25% из обеих категорий — молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Этот процент сохраняется в течение последних трёх лет. В детских садах в целом работают более молодые педагоги, чем в школах и гимназиях, — сообщила председатель комитета по образованию мэрии Великого Новгорода Ирина Шанаева.

При этом, по её словам, требования к заработной плате у молодых специалистов на удивление скромные, сообщили в службе новостей НовГУ.

— Они посчитали, что при средней нагрузке 22 часа желательная зарплата должна быть чуть больше 20 300 рублей. За полную смену в детском саду молодые педагоги хотели бы получать 18 500, — пояснила глава комитета по образованию.

На конференции отметили, что молодые специалисты недовольны наличием работы с детьми с особенностями. Каждый год количество таких школьников увеличивается, а учителей, которые получают надбавки за работу с такими детьми, крайне мало. Педагогам приходится работать одновременно по общеобразовательным и адаптированным для детей с ОВЗ программам.

— Эту проблему мы начали понемногу решать. В Великом Новгороде сейчас создаются первые ресурсные классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Интересно, что тьюторами туда идут молодые специалисты на очень маленькую зарплату — чуть более 12 000 рублей. Оплата их не смущает, они работают ради опыта на протяжении двух-трёх лет. Потом уезжают за границу и становятся там востребованными специалистами, — рассказала Ирина Шанаева.

В этом году в новгородских школах сильнее всего ощущается нехватка учителей математики — 54 вакансии, английского языка — 50, начальных классов — 41, русского языка и литературы — 38, химии и физики — по 37. Кадровая потребность региона в учителях ежегодно составляет 400-500 человек.

— Для такого небольшого региона цифра очень значительная. Мы опросили молодых специалистов, по каким причинам они не хотят работать в школе. Около 53% назвали проблемой отсутствие наставника. Практически все отметили, что не знают, как найти общий язык с родителями, мотивировать их к обучению своих детей. И абсолютное большинство указало маленькую зарплату, скромный социальный пакет, отсутствие льготного жилья и оплаты проезда до места работы в сельской местности. Результаты опроса войдут в доклад руководству области. Это системные проблемы, требующие больших финансовых вложений, — считает ректор регионального института профессионального развития Ирина Середюк.

Участники марафона делились опытом решения кадровой проблемы в своих регионах. Для этого используются различные тренинги, региональные программы поддержки педагогов, привлекают на вакансии учителей студентов старших курсов с последующим трудоустройством.

Экспертов заинтересовали решения, которые предложили в Смоленском университете. Одно из них предусматривает создание педагогических классов в школах по аналогии с кадетскими. Второе — открытие специальной магистерской программы, связанной с проектным управлением образовательными школьными учреждениями.

— Мы ведём разговор о создании проектной магистратуры для действующих директоров и завучей с разработкой конкретного проекта для их школ, В рамках этой программы мы готовы работать с управленческой командой школы, фактически формируя программу развития учебных заведений, — пояснил ректор Смоленского университета Михаил Артеменков.

Педагогический марафон продлится до 26 ноября. В его рамках пройдёт кейс-чемпионат для команд выпускников вузов, педагогов НовГУ и учителей школ. Команды будут разрабатывать техники взаимодействия с лидерами мнений среди школьников, коллегами-учителями, родительской общественностью.