815

На конференции в Новгороде рассказали, почему Чехов никогда не был объектом карикатуры

В Великом Новгороде на площадке НовГУ прошла международная научная конференция «Чехов в меняющемся мире: биография, комментирование, поэтика». В ней приняли участие преподаватели и специалисты из Москвы, Петербурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Томска, Екатеринбурга, а также из Чехии, Болгарии, Венгрии, Ирана.

© novsu.ru
© novsu.ru

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Сухих представил исследование об отношении писателя Михаила Пришвина к творчеству Антона Чехова. По мнению ученого, в среде чеховедов эта тема мало обсуждается.

— Тема отношения Пришвина к Чехову практически не раскрыта в научном сообществе, — рассказал Игорь Сухих. — В больших работах имя Пришвина упоминается трижды, в других и вовсе единожды, а иногда — ни разу, несмотря на то, что это крайне важная тема в чеховедении. Даже когда мы начали по-новому смотреть на творчество и жизнь Пришвина и вышли на дневники писателя, они до сих пор не осмыслены. Это связано с тем, что обывателей интересуют эпические произведения, а не биографические. И именно Пришвин подвинул с пантеона Горького и поставил на его место Чехова. Михаил Михайлович поговорил с Михаилом Калининым, важным партийным деятелем в СССР, и узнал, что тот обожает читать Чехова. В 1944 году в газете «Правда» всю третью полосу отводят под материал о писателе. Но даже после этого об отношении Пришвина к Чехову все еще мало говорят.

Ещё один доклад прочитал профессор Института мировой литературы имени Горького Михаил Строганов. В исследовании он проанализировал представления фигуры Чехова в сатирических журналах с конца XIX по середину XX века.

— В изображениях Чехова в сатирической периодике того времени следует отметить тот факт, что в рисунки включались реальные портреты, врисованные в комические ситуации, — отметил Михаил Строганов. — Примером подобного может служит изображение Антона Павловича на трехколесном велосипеде. Также не совсем ясен замысел художника — то ли это насмешка над писателем, то ли это вполне серьезные, но не вполне удачные изображения. Однако самое главное то, что сам Чехов никогда не становился объектом карикатуры. Высмеивался не писатель, а только его противники, что можно увидеть на обложке журнала «Осколки», где в Чехова, верхом на чайке, пытаются попасть пулями и стрелами его критики. Только два рисунка из всех сатирических журналов можно признать шаржами на писателя.

На конференции представлены три секции — «Проблема биографии А. П. Чехова», «Проблема комментирования биографии и творчества писателя» и «Поэтика, проза и драматургия А. П. Чехова», сообщают в пресс-службе НовГУ.