Археологи несколько лет будут проводить в новгородском кремле раскопки, чтобы изучить собор XII века

Отряд Новгородской археологической экспедиции Института археологии РАН на прошлой неделе приступил к раскопкам у северной стены церкви Андрея Стратилата в кремле. В 1167-1173 годах там был построен каменный собор Бориса и Глеба, который просуществовал до конца XVII века. Археологи хотят изучить древние фундаменты этого храма.

© Новости.Новгород.ру.
© Новости.Новгород.ру.

Руководитель отряда, доктор искусствоведения, профессор Владимир Седов рассказал, что в 1940 году проводились раскопки, храм открыли до уровня XII века.

— Потом случилась война, — прокомментировал Владимир Седов. — Начались бомбардировки. Быстро раскоп засыпали. А чертежей в общем особенно не осталось, кроме того, он не весь был раскопан. И мы не знаем, какой тут был храм. Сколько у него было столбов, какой у него был план, — всё это непонятно. Поэтому решили начать заново.

Известно, что собор располагался до кремлёвской стены. По словам археологов, это была большая постройка, похожая на Георгиевский собор Юрьева монастыря.

— Дело в том, что в это время русские княжества соревновались за память Бориса и Глеба, — сообщил Владимир Седов. — То в одном, то в другом делали церкви Бориса и Глеба, тем самым отмечая память их и одновременно соревнуясь. И новгородцы довольно поздно в это включились. Уже и в Смоленске, и в Полоцке, и во Владимире, в Чернигове стояли здоровенные соборы в честь Бориса и Глеба. Они решили тоже отметиться, и в общем, кажется, не ударили в грязь лицом, это было что-то очень серьёзное.

Планируется, что исследования будут проводить несколько лет, площадь раскопа начнут расширять. Специалисты приступили к работам на прошлой неделе, уже открыли конструкции, стены высотой около метра. В будущем прямо по поверхности можно будет выложить стены храма, чтобы были понятны его очертания, план.

— В советское время и даже совсем недавно ещё можно было думать, что только вот раскопать, засыпать, и это остаётся в научной статье или научной литературе. А сейчас всё больше и больше понимают, что построить над ним павильон это дорого, но хотя бы выложить план на поверхности, не касаясь той кладки. И уже есть некое напоминание. И вы вдруг понимаете, тут ещё одна была постройка, что-то это добавляет к образу города, — отметил Владимир Седов. — Так сейчас сделано на Городище. Там, не касаясь подлинных стен, сверху выложены эти невысокие стенки, которые дают представление. На Западе иногда делают дорожки, это, на мой взгляд, чуть менее показательно: человек ходит по этим дорожкам, он не понимает, что это стены. Всё-таки стенки яснее.

Те церкви, которые сейчас можно увидеть в Великом Новгороде, — это лишь 1/5 или даже 1/7 от того, что было. Древних храмов, находящихся под землёй ещё довольно много, по оценкам специалистов, их около полусотни. Такие храмы, которые называют «золотым фондом», есть кремлёвском парке, в кремле. На Торговой стороне, например, среди частной застройки за церковью Филиппа есть Павлов монастырь начала XIII века.