1371

Что в имени тебе моём

Раскрыта тайна «Альбома Милы», уникального экспоната Музея изобразительных искусств. Альбом фотографий и рисунков оккупированного Новгорода периода 1941-1943 годов, известный как «Альбом Милы», давно привлекал к себе внимание исследователей. Его нашел в Германии советский военнослужащий, житель Иванова, и в 1964 году подарил Новгородскому музею.

Долгое время ученые пытались узнать, кто же был автором талантливо выполненных работ, но даже надпись «Дорогим маме и папе. 1943 год. Воспоминания - это единственное в жизни, что невозможно разрушить. Мила», сделанная от руки в альбоме, не могла послужить ключом к разгадке.

Тайна раскрылась спустя 47 лет, после выхода в свет книги об оккупации Великого Новгорода доктора исторических наук, профессора НовГУ Бориса КОВАЛЕВА. Дело в том, что историк получил письмо из Риги от человека, который знал художницу Людмилу Дионисьевну Джиованни, по мужу - фон Трапп. В юности Людмила жила в оккупированном Новгороде, который находился тогда на линии фронта. Люди выживали в страшных условиях, город разрушался из-за военных действий. Девушка пыталась с помощью фотографий и рисунков сохранить вид любимого города, которого, как она считала, никто никогда больше не увидит. После войны семья Джиованни эмигрировала в Европу, где альбом и потерялся. Людмила вышла замуж и стала художницей. Интересно отметить, что среди поздних ее работ есть и портреты членов королевской семьи Британии. - В своей книге я писал об одном из бургомистров оккупированного Новгорода итальянце Дионисии Джиованни, а также упоминал и загадочный альбом с фотографиями, - рассказал Борис Ковалев. - Но я не смог тогда соотнести художницу Милу и дочь Джиованни Людмилу. То, что Людмила фон Трапп спустя столько лет по описанию в книге узнала свой альбом, - настоящее чудо. К сожалению, сама Людмила Дионисьевна в этом году умерла, и увидеть знаменитый «Альбом Милы» приехал ее сын, скульп- тор и художник Джордж Трапп. В подарок Новгородскому музею гость привез рисунки своей матери, среди которых есть и новгородские пейзажи, выполненные ею по памяти уже в Англии. По словам Бориса Ковалева, атрибутирование экспоната и пополнение фондов Новгородского музея имеет огромное значение для исследователей. Ведь история Новгорода в XX веке, в отличие от Средневековья и Нового времени, очень мало исследована. А после Великой Отечественной войны многие исторические документы, памятники искусства и архитектуры были утеряны или разрушены.

Газета"Новгородскиеведомости"от 17.09.2011г.