940

Капитан и его труппа

Очередной 159-й творческий сезон театр драмы имени Ф.М. Достоевского открывает 29 сентября. Наконец-то с главным режиссёром во главе.

После двухлетней безотцовщины труппу возглавил уроженец Казани Сергей ГРИШАНИН.

Первой его постановкой на новгородской сцене стал спектакль «Клуб одиноких сердец», премьера которого состоялась в марте прошлого года. Успех первых представлений, а также обстоятельное творческое резюме постановщика стали решающими при выборе нового руководителя творческой части театра. О том, в каком направлении будет развиваться театр — его репертуарной политике, составе труппы, материально-технической базе, — Сергей Гришанин рассказал корреспонденту «НВ» накануне открытия сезона.

— Сергей Николаевич, отсутствие в театре на протяжении нескольких сезонов главного режиссера не могло не сказаться: репертуар был явно перегружен легковесными комедиями. О том, что не хватает классики, говорили и зрители, и сами актёры. Может быть, поэтому вашим первым спектаклем в качестве главного режиссера стала постановка «Гранатового браслета» по одноимённому произведению Александра Куприна, премьера которой состоялась в мае. Этот спектакль откроет и нынешний сезон. Что дальше?

— Дальше — больше. Репертуарный план уже сверстан. Это моя принципиальная позиция: к началу сезона все премьеры должны быть обозначены, все актёры труппы должны быть плотно обеспечены работой. Иначе просто-напросто теряется мастерство.

Ситуация с мужчинами в труппе новгородского театра драмы действительно очень тяжёлая: женщин значительно больше, а должно быть наоборот. Но в августе состав труппы пополнили новые артисты

Сейчас уже в полном разгаре идут репетиции спектакля «За двумя зайцами» по пьесе украинского классика Михаила Старицкого. Это история про прохвостов, наивных богатеньких дамочек, которые пытаются создать семью, а Голохвастовы этим пользуются. Наверное, многие видели одноимённый фильм с Олегом Борисовым в главной роли, снятый в 1960-х годах. И сегодня эта тема не потеряла своей актуальности. Я стараюсь не углубляться здесь в драматизм. Наоборот, добавлю фарса. Хотя за этим смехом скрыт большой смысл.

На подходе «Ужин с дураком». Премьера этого спектакля состоится в будущем. А пока плотно идёт работа над спектаклем «Как Бабы-яги сказку спасали», где заняты не только молодые актеры, но и среднее поколение. Этим спектаклем мы порадуем маленьких зрителей в октябре. К Новому году будем готовить «Золушку», ребятишки попадут на настоящий бал. В портфеле театра также Островский, Оскар Уайльд.

— Интересной работы много, и это не может не радовать артистов. Вы уже успели оценить потенциал труппы театра и с сожалением отметили, что она недоформирована. Но самая главная проблема: нехватка в труппе мужчин. В конце прошлого сезона из театра ушел ведущий артист Даниил Донченко, покинули труппу и молодые артисты Никита Петров, Сергей Чернечков, Андрей Смирнов.

— Ситуация с мужчинами в труппе театра действительно очень тяжёлая: женщин значительно больше, а должно быть наоборот. Но в августе состав труппы пополнили новые артисты. Павел Макаров, выпускник Владивостокского театрального института. Работал в Новосибирске и Самаре. Он герой социальный. У него хорошая фактура: яркая внешность, рост под два метра. Таких типажей нам очень не хватало. Приехал ещё один молодой актёр из Казани — Ильдар Вильданов. Очень способный парень, подвижный, работает с желанием. Выпускник Казанского университета культуры и искусств. Это его первый театр. Дебют состоится 29 сентября в спектакле «Гранатовый браслет» в роли Бахтинского. Мы взяли в труппу и молодую актрису Марию Усманову, окончившую владивостокскую академию. Кроме того, ведутся переговоры с рядом других артистов.

Репертуарный план на год уже сверстан. Это принципиальная позиция режиссера Гришанина: к началу сезона все премьеры должны быть обозначены, все актёры труппы должны быть плотно обеспечены работой. Иначе просто-напросто теряется мастерство

— Ни для кого не секрет, что не всех артистов, которых приглашают, устраивают условия работы в новгородском театре драмы.

— Конечно, начинающим актёрам, не отягощенным семейным бытом, сюда приехать легче, чем артистам со стажем, которым, по сути, в новом городе приходится начинать обустраивать свою жизнь заново. У театра просто-напросто нет возможности обеспечить всех жильём. Нужно пересматривать и оплату труда актёров новгородского театра драмы.

Больших вложений требует и само здание театра. Я был поражён, когда впервые увидел зрительный зал на 880 мест. Это же не театральный зал, а концертный! Его можно безболезненно уменьшить мест на 300. Пора реконструировать сцену, которая сегодня просто заколочена фанерой, из-за чего не работает поворотный круг сцены, и порой декорации приходится менять вручную; нужно поставить более сложный свет. Банально не хватает монтировщиков. Формирование цехов зависит от оплаты труда, и от этого, в свою очередь, зависит социальная атмосфера внутри театра. Здесь нужна серьёзная поддержка руководства региона. Надеюсь, что всё сдвинется с мертвой точки.

— Вместе с вами в город на Волхове приехала и ваша супруга. Она актриса. Мы увидим её на новгородской сцене?

— Да. Это Ирина Гришанина — актриса с опытом, которая успела поработать в театрах Гомеля, Хабаровска, Чебоксар. Её амплуа: лирическая героиня. Сейчас она играет роль Юрьевой в премьерном спектакле «Женский стол в «Охотничьем зале», а также задействована в массовых сценах спектакля «Гранатовый браслет».

«У меня есть актёрское образование. Но играть на сцене театра драмы я не буду. Если только в каком-нибудь капустнике, чтобы посмеяться над собой или другими. Мне вполне хватает режиссёрской работы. Хотя, конечно, в случае острой необходимости я смогу заменить артистов. Мне не раз приходилось выходить на сцену в своих же спектаклях»

— Мало кто знает, что на протяжении нескольких лет и вы выходили на театральные подмостки.

— Это так. В своё время я окончил казанское театральное училище. Лицедейство меня привлекало с детства: я с удовольствием ходил в драматический кружок народного театра. Пересмотрел все спектакли, которые ставил Большой драматический театр им. Качалова (Казань) или показывали приезжие труппы. Хотя по первому образованию я механик: у меня за плечами казанский речной техникум. Мама хотела, чтобы я непременно овладел настоящей мужской профессией. Что я и сделал. Но получив корочки и ни дня не отработав по профессии, я подал документы в театральный вуз. Моё амплуа — социальный герой. Я работал в Донецком областном русском драматическом театре, в Харьковском театре юного зрителя, выходил на сцену в Петропавловске, что в Казахстане. В общей сложности актёрский стаж у меня три года. Но к 25 годам я понял, что хочу чего-то большего от сцены, и поступил в Харьковский институт искусств на отделение режиссуры.

Хотя, бесспорно, актёр и режиссер — это разные профессии. Постановщику необходимо думать за каждого артиста и донести то, что видит и считает нужным режиссёр. А это сделать довольно сложно — ведь кто-то понимает тебя с полуслова, полувзгляда, а до кого-то не достучаться вообще. Кстати, техническое образование мне в жизни пригодилось: я без труда читаю чертёж декорации, разбираюсь в монтаже, планировке, размерах и прочих чисто технических тонкостях.

— Сегодня у вас нет желания вновь выйти на сцену в каком-нибудь спектакле? Тем более мужчин в новгородской труппе не хватает.

— Нет. Если только в каком-нибудь капустнике, чтобы посмеяться над собой или другими. Мне вполне хватает режиссёрской работы. Хотя, конечно, в случае острой необходимости я смогу заменить артистов. Мне не раз приходилось выходить на сцену в своих же спектаклях. Когда стало плохо одному из актёров и его увезли на «скорой», а зритель уже ждал, когда поднимут занавес, мне пришлось выйти и сыграть роль Степана в спектакле «Иудушка» по произведению «Господа Головлёвы». Артисты говорят, что сыграл трогательно.

— А чем вы занимаетесь в свободное время: играете в футбол, ходите на рыбалку или, может быть, коллекционируете марки?

— Пока всё моё свободное время занимает работа. Я с утра до позднего вечера нахожусь в новгородском театре драмы. Как ни странно, отдыхаю я за рулём: очень люблю ездить на машине. Люблю историю. Великий Новгород — уникальный город. Здесь столько храмов, что даже постоянно живя здесь, я думаю, посетить все невозможно.

По материалам газеты "Новгородской области"