Мастера новгородского музея-заповедника отреставрировали фрески первой половины XIV века
В новгородском музее-заповеднике специалисты Центра реставрации монументальной живописи завершили восстановление фрагментов росписей церкви Входа Господня в Иерусалим 1336 года. Иных образцов этого периода в Великом Новгороде ещё не находили.
Как сообщили в пресс-службе новгородского музея-заповедника, в 2009 году при прокладке электрокабеля в новгородском Кремле к югу от сохранившегося до наших дней здания церкви Входа Господня в Иерусалим 1759 года обнаружили руины неизвестного древнего сооружения. Проведённые в 2010-2012 годах раскопки выявили почти полностью сохранившийся план сооружения с фундаментом, мощеным кирпичным полом, нижними частями стен и столбов.
Дальнейшие исследования позволили определить строение как церковь, построенную архиепископом Василием Каликой в 1336 году. При этом на стенах сохранились фрагменты первоначальной росписи в алтарной части и на восточных столбах. Живопись перенесли в реставрационную мастерскую, где и пролежала под профзаклейкой из марли в течение семи лет, оставаясь недоступной для исследователей.
— Сложность была в том, что живопись долгое время находилась в грунте. Между штукатуркой и кладкой, в трещинах красочного слоя скопилось много мусора. Но нам удалось всё расчистить. Это очень удачный опыт. Такое колористическое сочетание из оттенков охры нам раньше не встречалось. Выглядит как античная мозаика. Даже на фрагментах это смотрится очень красиво, а представьте себе живопись целиком в алтаре, — комментирует художник-реставратор Тамара Анисимова.
Сотрудники Центра реставрации монументальной живописи предложили способ создания жёсткой основы, на которую укладывается живопись после снятия с лицевой стороны профзаклейки. После отработки методики в 2022 году за шесть месяцев реставраторы смонтировали на 21 планшет 56 фрагментов росписей разного размера. Теперь все фрагменты с изображением мраморировок будут экспонироваться на выставках.