Патриарх Кирилл: антихрист — это мировой правитель, действующий против Христа и веры
В конце прошлой недели Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения предстоятель РПЦ произнес проповедь.
— Радикальная перемена от благоговения к проклятию и отвержению произошла не только в древнем Иерусалиме. Она нередко происходит и в наших душах, в наших сердцах. Приведу вам такой жизненный пример. Будучи ректором Ленинградской духовной академии, я проживал в многоквартирном доме, в небольшой квартирке моих родителей. А где-то в подъезде жила женщина, мало мне знакомая, и вот однажды она подходит ко мне и говорит: «Ничего не могу понять! Ходила к Николаю Чудотворцу, свечки ставила, а сожителя моего все равно в тюрьму посадили». Спрашиваю: «А почему, за что?». Отвечает: «Ну, было, конечно, за что». И я тогда подумал, насколько все это соприкасается с событием, о котором мы сегодня говорим, — со входом Господним в Иерусалим. Господь воскресил Лазаря — и все бросились навстречу. А оказался в узах, — имея власть выйти из этих уз, но добровольно приняв на Себя страдания и позорную смерть, — и те же самые люди от Господа отреклись, потому что Бог нужен им только как сила, которая может помочь, а если силы нет, зачем тогда Бог?
— То, о чем мы говорим, имеет отношение не только к прошлому или к каким-то частным случаям. Ведь очень многие люди и сегодня думают: «А что такое быть христианином? А что такое в храм ходить? Вот я хожу-хожу, прошу-прошу — и ничего, нет ответа». И разве не бывает так, что после этого и в храм перестаем ходить, и в силе Божией сомневаемся, и не задаемся вопросом: «А может, Господь испытывает меня, веру мою испытывает? Ведь я Ему нужен не только тогда, когда Он на меня благодеяния изливает, — я нужен Ему и тогда, когда благодеяния на меня будто бы не нисходят». Верность Спасителю на фоне библейской истории должна помочь каждому из нас понять, что мы должны быть с Богом и в радостях, и в скорбях. И тогда, когда в храм ходить не только безопасно, но даже в каком-то смысле почетно, и, как это было в недавнем прошлом, когда в храмы ходить опасно. Но люди все-таки приходили, потому что были верными учениками Спасителя.
— Каждый из нас должен осознать: в любой момент нашей истории может произойти что-то, когда ходить в храмы станет не то, чтобы непрестижно, а даже, может быть, небезопасно. Не дай Бог, чтобы это произошло в ближайшем будущем, но ведь мы знаем из слова Божиего, что наступит момент, когда диавольская сила овладеет всей планетой. Кто такой антихрист? Мировой правитель, действующий против Христа и веры. Это и есть олицетворение зла, и нет никаких сомнений, что времена исповедничества снова вернутся. Не знаем, когда это случится, и загадывать не будем — все в руках Божиих. Но каждый из нас должен помнить, что вера никак не должна связываться в сознании с чем-то утилитарным, то есть выгодным. «Хожу в храм, потому что…» — а дальше каждый свое выдумывает. Нет, я верю в Господа, потому что без Бога жить невозможно. Верю в Бога, потому что без Него нельзя пройти достойно жизненный путь. Верю в Бога, потому что без Него не может быть настоящей любви. Не той, которая воспламеняется в молодом возрасте, а потом быстро проходит, а той, которую люди проносят через всю свою жизнь. Без Бога такой любви быть не может. Без Бога не может быть подлинного счастья, которое не описывается в материальных категориях, но есть состояние человеческой души.
Напомним, осенью прошлого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провёл богослужение в храме Александра Невского. В ходе проповеди глава РПЦ утвердил, что смерть в рамках «междоусобной брани» — это жертва, которая смывает все человеческие грехи.