Профессор МГУ рассказал новгородцам о специфике национального вопроса в России

На минувшей неделе в Гуманитарном институте НовГУ состоялась лекция заведующего кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений МГУ Александра Полунова. Историк рассказал студентам об этно-конфессиональном факторе в истории России.

© Лев Сёмин / интернет-издание «Новгород.ру»
© Лев Сёмин / интернет-издание «Новгород.ру»

Выступая в рамках научной конференции «Россия и славянский мир в XVIII–XXI веков», доктор наук описал дореволюционные механизмы управления имперским многообразием. По его словам, в конце XIX века в составе потомственного дворянства русские занимали 40%, поляки 29%, грузины 6%, немцы 2%. «Крестьянскими народами» считались финны, эстонцы и латыши.

Как отметил Александр Полунов, политика русификации в Российской Империи стала реакцией на периферийные этнические национализмы. Речь шла об ограничении использования польского языка, о контроле за католической церковью. Также были приняты меры против польского землевладения и меры по ликвидации автономии Финляндии.

По словам историка, после падения монархии многие этнические группы Российской Империи сделали выбор в пользу создания собственных государств и закрепления независимости. Свержение центральной власти открыло путь войне «всех против всех», новой волне погромов на Украине, столкновению между Грузией и Арменией.

Большевики, в свою очередь, поставили перед собой задачу развития национального самосознания у представителей меньшинств в России запустили «программу коренизации». По словам Александра Полунова, в некоторых случаях этнические общности изобретались большевиками искусственно.

Как отметил доктор наук, в 1930-ые годы направление советской национальной политики изменилось. Мировой революции не случилось, и большевики столкнулись с необходимостью усилить внимание по отношению к этническому большинству к русским. Накануне мировой войны власти восстановили офицерские погоны, ордена.

По словам историка, последствия «программы коренизации» проявились позднее. После войны — ближе к середине 1980-ых годов национальная интеллигенция ушла в открытый протест по отношению к советской власти. Постепенно разгорелись конфликты на этнической почве в Средней Азии и на Северном Кавказе.

Однако Александр Полунов подчеркнул, что в случае с распадом СССР национальный вопрос не был центральным. По словам историка, главную роль в тех событиях сыграла либеральная интеллигенция и делигитимация власти в целом. При этом подход к национальной политике в современной России, по оценке специалиста, оброс рядом противоречий.

К термину «дружба народов» сейчас предъявляют множество претензий. Периодически звучат предложения ликвидировать нацреспублики, чтобы не разжигать сепаратизм. Появляются призывы объявить Россию национальным государством русского народа. Возникает вопрос, а следует ли сохранять ту или иную исчезающую культуру? Существует ли «россиянская культура» как таковая? Ведь раз культура создаётся на русском языке, это русская культура. Или нет? Всё это вызывает дискуссии, отметил Александр Полунов.

Отвечая на вопросы студентов, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений МГУ высказал мнение, что создание гражданской нации по модели Франции или Голландии оптимальный вариант для современной России.