813

"Эксперт": Россия должна предпринимать определенные шаги, чтобы ее интересы у Шпицбергена были учтены

Норвегия официально признала право российской рыбоохраны патрулировать воды архипелага, тем самым сделав шаг назад в тридцатилетней "рыбной войне" за воды Шпицбергена. Журнал "Эксперт Северо-Запад" констатирует, что тридцатилетняя дискуссия о контроле над акваторией Шпицбергена перешла в новую фазу - открытую.

Протокол сессии СРНК в сжатой форме отразил растущее напряжение в отношениях российского и норвежского рыболовных ведомств. В апреле 2008 года после десятилетнего перерыва российские инспекторские суда возобновили патрулирование в акватории архипелага. Сотрудники Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства), выходившие на рейды в район Шпицбергена, не скрывают, что охранять приходится в первую очередь российских рыбаков от чрезмерного давления Норвежской береговой охраны (БОХР). В качестве примера журнал приводит случай, произошедший в июне 2009 года, когда российские и норвежские инспекторы оказались вместе на борту мурманского траулера "Иван Торнев". Первыми на судно поднялись инспекторы с корабля береговой охраны Норвегии Senya и, наскоро осмотрев улов трески и пикши, пришли к выводу, что доля молоди превышает 20% при разрешенных правилами рыболовства 15%. Несмотря на категорические протесты норвежцев, следом на траулер взошли приглашенные капитаном "Ивана Торнева" инспекторы с российского патрульного судна "Анграпа". Капитан настоятельно попросил БОХР сделать еще несколько замеров рыбы в присутствии российских коллег, и доля молоди в улове волшебным образом снизилась более чем вдвое - до 9,7%...

Всего с 2001 года (тогда норвежцы впервые арестовали в районе архипелага российское судно - траулер "Чернигов") в акватории Шпицбергена задержано пять кораблей. Дело каждого было рассмотрено норвежским судом в соответствии с норвежским же законодательством. В пользу Норвегии с судовладельцев взыскивались ощутимые штрафы - три первых задержания обошлись российским рыбопромышленникам в 170 тыс. долларов. Российские судовладельцы, опираясь на законы РФ, могли бы оспаривать решения норвежского суда в международных инстанциях. Но они предпочитают заплатить штраф, потому что завтра им нужно будет здесь же продолжать свою работу.

В 2008 году Федеральное агентство по рыболовству приступило к восстановлению пошатнувшегося баланса интересов российских и норвежских рыбаков. Для активного патрулирования спорных акваторий арендовано четыре корабля. Северный отряд береговой охраны Норвегии экипирован не в пример лучше: он состоит из 14 специализированных многоцелевых судов, активно использует самолеты типа "ОРИОН", вертолеты. Российские эксперты отмечают, что во время патрулирования нашими судами акватории архипелага давление на российский рыбный бизнес заметно снижается.

Давлению способствуют неидентичные правила рыболовства, которых придерживаются страны. До сих пор в правилах рыболовства двух стран присутствуют существенные разночтения. К примеру, разрешенный размер ячеи трала и минимальная длина вылавливаемой трески.

Журнал "Эксперт Северо-Запад" отмечает, что такой интерес Норвегии к акватории Шпицбергена объясним. Более 90% выделяемых ежегодно квот на треску и пикшу норвежские рыбаки выбирают у берегов родной страны, в норвежской ИЭЗ, остальное - в других морях и возле Шпицбергена. Россия, напротив, вылавливает в районе архипелага до 50% улова трески и пикши. При сопоставлении этих цифр становится понятно, что навязчивое стремление норвежцев стать единственными регуляторами в 200−мильной зоне вокруг Шпицбергена лишь отчасти объясняется желанием контролировать запасы промысловых рыб. Но борьба за биоресурсы - всего лишь верхняя часть айсберга. Более сильный стимул - месторождения нефти и газа на шельфе архипелага. По неофициальным прогнозам российских геологов, запасы углеводородов в этой части Баренцева моря могут составить около 5−6 млрд тонн условного топлива.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, прибрежное государство, установившее ИЭЗ, владеет также шельфовыми месторождениями. В этой связи особое звучание приобретает намерение норвежцев трансформировать рыбоохранную зону в исключительную экономическую. Это позволило бы им не только получить в свое распоряжение новые месторождения нефти и газа (запасы на собственном шельфе Норвегии уже истощены), но и обеспечить в перспективе наполнение государственного бюджета.

По мнению автора статьи, Норвегия не заинтересована в коллегиальном обсуждении вопроса о статусе 200−мильной зоны вокруг Шпицбергена. Именно молчаливое согласие стран - участниц Парижского договора 1920 года с определенным положением вещей позволит расширить Норвегии расширить свои права в отношении Шпицбергена и прилегающего к нему шельфа. России также невыгодно выносить решение проблемы на уровень стран-подписантов: это приведет к интернационализации Арктики и сужению прав двух основных пользователей северных ресурсов. Предпочтительный вариант для России - договориться с Норвегией о статусе Шпицбергена и 200−мильной зоны вокруг него таким образом, чтобы российские интересы были полностью учтены. Для достижения этой цели не вредно воспользоваться опытом той же Норвегии. А именно - разработать и последовательно осуществлять государственную стратегию в отношении архипелага и прилегающего к нему района. Необходимо по примеру соседей максимально расширить присутствие Шпицбергена в национальном гражданском, налоговом и административном законодательстве. Найти силы и волю для расширения хозяйственного присутствия на самом архипелаге. Наконец, нельзя уступать в "рыбных войнах" - ни на сессиях СРНК, ни в акватории Шпицбергена.

"Для решения вопроса по предпочтительному для себя варианту Россия должна предпринимать определенные шаги. Например, восстановить флот рыбоохраны, оснастить его современными судами, чтобы наши инспекторы находились в равных с норвежцами условиях. Возродить научно-исследовательский флот, изыскания которого дадут нам возможность более аргументированно отстаивать свою позицию на сессиях СНРК. Цена вопроса для Северного бассейна не так уж велика - около 150 млн долларов. Иначе потеряем в разы больше", - уверен Вячеслав Зиланов.

Совокупность стратегических и тактических действий российского государства, по мнению экспертов, предотвратит попытки Норвегии закрепить контроль над Шпицбергеном и прилегающим к нему районом на том сомнительном основании, что "русских здесь уже давно нет".

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».