1117

"Открытые пятницы" в Новгородском музее-заповеднике

04 июля 2014 г. Новгородский музей-заповедник возобновил традиционный летний проект «Открытая пятница». Проект, прежде всего ориентированный на социально незащищенные категории граждан, стартовал в июле 2011 г. За три года возможностью бесплатного знакомства с коллекциями музея и памятниками архитектуры Древнего Новгорода воспользовались более 15 тысяч человек.

Нынешним летом, в течение июля-августа 2014 г., по пятницам, еженедельно два объекта музея будут открыты для бесплатного посещения. В каждом памятнике будут дежурить консультанты, которые, в случае необходимости, смогут дать посетителям краткую информацию о памятнике.

22 августа – ц. Федора Стратилата на Ручью, Грановитая палата

29 августа – ц. Симеона Богоприимца (Звериная ул.), Воротная башня Гостиного двора (выставка «Христианские древности. Художественный металл XI – XIX вв.);

15 августа – Лихудов корпус (выставка «Крестецкая строчка»), Знаменский собор; Знаменский собор. XVII в.

Расположен рядом с церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Заложен в конце XVII в.

Является самым «неновгородским» храмом в городе, его архитектура более характерна для Москвы и Поволжья. В северной части ограды собора помещены святые врата с двумя пролетами, украшенные росписями.

Многокрасочная стенопись выполнена мастерами посольского приказа в 1702 г Для фресок собора характерно регистровое (ярусное) размещение сюжетов. На стенах размещены сюжеты, иллюстрирующие земную жизнь Христа и деяния апостолов, а также Акафист Богородице. Стенопись алтаря имеет литургический характер.

Настенная живопись вместе с иконостасами и изделиями прикладного искусства создали стилистически цельный, гармоничный художественный комплекс, прекрасно сочетающийся с архитектурой. Пожары, ремонты, последняя война частично разрушили этот уникальный ансамбль.

В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

Лихудов корпус (выставка «Крестецкая строчка»),

Лихудов корпус расположен в западной части Владычного двора, примыкая к крепостной стене, Часозвоне и зданию Судного и Духовного приказов.

Здание первоначально сооружено около середины XV в. при архиепископе Евфимии II. В 1670 г. при митрополите Питириме здание разобрано и выстроено вновь по старой основе. В настоящее время памятник представляет собой каменное двухэтажное здание, характерное для XVII в.

В 1706 г. при митрополите Иове в корпусе оборудовано духовное училище (славяно-греко-латинская школа братьев Лихудов, откуда и название постройки), которое располагалось здесь с небольшим перерывом вплоть до 1920-х гг. В XVIII – XIX вв. здание искажено перестройками.

В настоящее время в Лихудовом корпусе размещена выставка «Крестецкая строчка» и посвящена одному из наиболее известных художественных промыслов Новгородского края, получившему признание и мировую известность. Экспозиция развернута в двух залах первого этажа Лихудова корпуса XVII в., в котором с 1706 и вплоть до 1920-х гг. располагалась славяно-греко-латинская школа братьев Лихудов.

В состав выставки включено более 50 произведений (полотенца, подзоры, салфетки, дорожки, накидки, портьеры, панно, мужские и женские рубашки, платья и др.) из собрания Новгородского музея, созданных на протяжении XX – начала XXI вв. мастерицами разных поколений. На выставке представлены лучшие произведения богатейшей коллекции крестецкой строчевой вышивки Новгородского музея, сложившейся на протяжении многих десятилетий в результате музейных экспедиций и закупок авторских работ.

Издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других районов занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из полотна выдергивали нити, превращая его в сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры.