Средневековая усадьба и пешеходный маршрут до Рюрикова городища: на Торговой стороне хотят создать туристский кластер

Мэрия Великого Новгорода начала работу по созданию туристско-рекреационного кластера на Торговой стороне. Территорию в пределах вала собираются сделать привлекательной для инвесторов и туристов.

© Новости.Новгород.ру.
© Новости.Новгород.ру.

Руководитель рабочей группы по созданию проекта, председатель городского комитета культуры Константин Хиврич прокомментировал «Новгород.ру», что сейчас администрация создаёт «паспорт территории». Властям предстоит проанализировать разные участки, чтобы понять, как сейчас используются земли. Выделяются разные кварталы, которые можно было бы благоустроить: набережная, улица Ильина, старый рынок. На Торговой стороне множество памятников архитектуры, и это будет учитываться.

— Естественно, мы не будем включать туда те кварталы, где живут люди в коттеджах или частных домах. Но есть потенциал. Там очень много ветхих домов, фактически аварийных, деревянных, послевоенных. Эти дома можно расселить, и эту территорию использовать иначе. То есть не для частной застройки, а под создание каких-то объектов туристской инфраструктуры, — сообщил Константин Хиврич.

По его словам, могут быть разные объекты: гостиницы, рестораны и кафе, сувенирные лавки, мастерские. В городе уже есть такие примеры: ресторан «Дом Берга» в историческом здании, недавно открывшийся отель «Рахманинов», Ганзейский фонтан, который стал местом для отдыха горожан и туристов. Если и другие территории привести в порядок, благоустроить улицы, то старые заброшенные дома и пустыри станут более привлекательными для инвесторов.

— Там могла бы быть какая-то средневековая усадьба, как есть усадьба средневекового рушанина. Идея об усадьбе уже давно обсуждается. Ещё к 1150-летию города уже такие проекты рассматривались. Например, восстановить усадьбу новгородского художника Олисея Гречина. Были эскизные проекты, усадьба хорошо изучена, мы знаем, как выглядели усадьбы, это можно всё восстановить, — сказал Константин Хиврич. — Ещё есть идея подумать над пешеходным маршрутом до Рюрикова городища. Для этого нужно сделать переправу через ручей Тарасовец и через Малый Волховец, тогда Рюриково городище для пешего туриста будет в двадцатиминутной доступности.

Пока сотрудники администрации обсуждают эти идеи с представителями турбизнеса и общественниками. К осени следующего года планируется подготовить заявку в федеральную программу, чтобы получить финансирование на создание инженерной инфраструктуры. Предполагается, что предприниматели возьмут на себя какие-то обязательства по созданию объектов, а город подготовит инвестплощадку, расселит ветхое жильё, выполнит работу по благоустройству.

— Эта часть города находится в запущенном состоянии и, несомненно, нуждается в обновлении и благоустройстве, — отметила одна из организаторов общественного движения «Новый город» Анна Соколова. — Необходимо обновить фасады, расширить пешеходные зоны, заняться освещением, ливнёвкой и озеленением, благоустроить дворы — уже это вдохнёт в район новую жизнь. Вместе с тем необходимо продумывать не только стимулирующие меры для инвесторов, но и предусмотреть ряд жёстких ограничений к застройке, оформлению фасадов и рекламных вывесок, организации парковочных мест, чтобы не потерять атмосферу этого места, не превратить старый город в дешевый «пластмассовый» новодел. Основной принцип работы с этой территорией — не навреди! Это практически музей под открытым небом, работы с такой территорией требуют максимально деликатного вмешательства, учёта визуальных связей между памятниками и прилегающими ландшафтами.

Новгородские власти сейчас знакомятся с опытом других регионов, к примеру, Иркутска с его 130-м кварталом. Там были воссозданы старые дома, выполнено благоустройство, появились новые рабочие места. Часть средств выделили из городского и регионального бюджетов, бизнес вложил 2,5 млрд рублей, в итоге 130-й квартал стал визитной карточкой города. Анна Соколова подчеркнула, что стоит обратить внимание на допущенные в Иркутске ошибки — новоделы, утопающие в рекламе, спешку при благоустройстве и отсутствие озеленения. Также важно, чтобы место не потеряло комфорт для проживающих там жителей города, считают общественники.