В Валдае прошел круглый стол «Содружество школы и библиотеки в поддержке и развитии чтения: читаем классику»
Зональный круглый стол «Содружество школы и библиотеки в поддержке и развитии чтения: читаем классику», посвящённый Году литературы в России, прошел 24 сентября 2015 г. на базе Центральной районной библиотеки им. Б.С. Романова Валдайского муниципального района. В круглом столе приняли участие библиотечные работники Валдайского, Окуловского, Крестецкого, Мошенского, Боровичского, Хвойнинского, Пестовского муниципальных районов и г. Боровичи, а также учителя русского языка и литературы и школьный библиотекарь (г. Валдай).
С приветственным словом к участникам круглого стола обратились Е.А. Гаврилов, заместитель главы администрации, С.В. Дмитриева, председатель комитета культуры и туризма, и Е.М. Шевченко, главный специалист комитета образования администрации Валдайского муниципального района.
М.В. Григорьева, зав. отделом Окуловского межпоселенческого информационно-библиотечного центра, рассказала о современных формах популяризации русской классической литературы в работе с молодёжью, которая ведется через квесты, литературные чтения (Бианковский праздник, Толстовские чтения), имена писателей-классиков, связанных с окуловской землей, через презентации с использованием отрывков из художественных фильмов, спектаклей, аудиодисков. Рассказала о работе театра книги «Светъ» при библиотеке, который стимулировал интерес подростков и молодёжи к чтению, о работе литературного клуба библиотеки, который подростки приобщает подростков к миру классической литературы.
М.П. Малофеева, зав. отделом Крестецкой центральной районной библиотеки, проинформировала слушателей, как они приобщают молодое поколение к чтению через разнообразные программы литературной гостиной, через Хлебниковские и Сологубовские чтения, приглашение местных писателей на встречу с молодёжью, задавая вопрос «с чего они начинали знакомство с классикой».
Библиотекарь гимназии (г. Валдай) М.А. Лебедева раз в два года проводит среди старшеклассников опрос «Читают ли они классическую литературу?». Последнее анкетирование показало, что 91% её читают: предусмотренную учебной программой читают 55%, читают не всегда - 35%, вообще не читают - 4%. Положительные результаты чтения классики – пополнение словарного запаса, расширение кругозора, дети черпают знания для своего жизненного опыта, для развлечения. 8% детей считают, что классическая литература не нужна. Среди любимых писателей – на первом месте – Ф.М. Достоевский, далее идут А.С. Пушкин, А.П. Чехов, А.Н. Островский и т.п. Среди любимых произведений старшеклассники назвали «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова, «Войну и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др. Среди зарубежных писателей лидируют «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери и произведения У. Шекспира.
Дополнил тему опросов анализ, сделанный Т.В. Васильевой, ведущим библиотекарем Центральной районной библиотеки им. В.Н. Ганичева Пестовского муниципального района. На вопрос, читает ли молодёжь классическую литературу, 88% ответили утвердительно, 12% -ответили «нет». Только у 2% детей – личный интерес к этой литературе. Наибольшее впечатление произвели на школьников «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (15%), «Война и мир» Л.Н. Толстого (13%), «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (11%) и др. Среди любимых героев называется Г. Печорин, Е. Онегин, А. Болконский. У 12% таких героев не оказалось.
На вопрос «Что можно сделать, чтобы дети хотели читать классику?» постарались ответить Н.А. Иванова, зав. сектором читального зала Детского филиала (г. Валдай), и Е.Е. Журавлёва, учитель русского языка и литературы школы №2 Валдайского муниципального района. Детская библиотека для продвижения произведений классической литературы проводит литературные игры, фольклорные и краеведческие часы, литературные чтения, дети участвуют в инсценировках. При библиотеке работают клубы «Свеча» (для детей 5-7 кл.) и «Возрождение» (8-9 кл.). Ребята придумали лицейский журнал Пушкина, в котором пишут свои впечатления от пушкинских произведений и, в частности, о его лицейском периоде.
Е.Е. Журавлёва обратила внимание на то, что для того, чтобы дети хотели читать классику. Для этого в школе ребятам предлагают составить антологии по произведения классики, например, Серебряного века. Детям, чтобы её составить, необходимо прочитать эти произведения. В 11 классе готовят инсценировки по произведениям классической литературы – она становится ближе и понятнее детям. Тесные контакты связывают школу с библиотекой уже на протяжении многих лет.
«Читает ли современная молодёжь классику? С чего лучше начать чтение?» - на этот вопрос ответила Т.К. Потагина, учитель русского языка и литературы СОШ №1 им. М. Аверина (г. Валдай). Дело учителя – научить читать и понимать классику. Очень тесно учителя работают с библиотекой.
В Боровичской центральной районной библиотеке прививают любовь к классике через поэзию. В библиотеке разработаны программы для подростков: «Поэзия ХХ века», «Поэт и время».
Основная задача – не только рассказать о творчестве поэта, но и сопоставить со страницами его жизни.
На вопрос, что предпочитают молодые люди: книгу или фильм по произведению, в г. Боровичи большинство проголосовали за фильм, 12% ответили – и то, и другое, 5% - ничего не ответили. Одной из главных причин отказа от чтения - посмотреть быстрее. Нередко после просмотра фильма молодёжь приходит в библиотеку за книгой, желая её прочесть.
Ведущий библиотекарь Анциферовского сельского филиала Хвойнинского района на вопрос о сотрудничестве библиотеки и школы по продвижению классической литературы, рассказала о проведении читательских конференций, презентаций книг, литературных утренников, литературных конференций, инсценировок по произведениям писателей-классиков и т.п.
В.М. Зайцева, ведущий библиотекарь Межпоселенческой библиотеки им. Б.С. Романова (г. Валдай), на этот же вопрос ответила, что они ведут работу по рекомендации книги в наглядных формах и используют медийные ресурсы. Использование медийных форм позволяет приблизить книгу к молодому читателю: «Смотрим фильм – читаем книгу» - такие выставки постоянно проходят в библиотеке. Среди форм продвижения классической литературы назывались читательские конференции, литературные встречи и часы, конкурсы чтецов и т.п.
Круглый стол показал, что классику дети читают, но их нужно заинтересовать произведениями классической литературы. И в данном направлении содружество школы и библиотеки эффективно сказывается на продвижении книги.