828

В Великом Новгороде проходят праздничные мероприятия, посвященные архитектору-восстановителю города

Сегодня, 8 октября, исполняется 135 лет со дня рождения советского архитектора, разработчика генерального плана восстановления послевоенного Новгорода Алексея Викторовича Щусева. Именем архитектора Щусева названа одна из улиц Великого Новгорода.В этот день в центральной городской библиотеке имени Балашова открывается выставка, посвященная 135-летию со дня рождения Алексея Щусева. Как сообщили «;НВ» в администрации города, на выставке будут представлены газетные и журнальные публикации, связанные с именем архитектора,  книги о его жизни и творчестве, материалы о проектировании восстановления Новгорода в 1943 году.Напомним, Алексей Викторович Щусев является автором  проектов многих известных сооружений, в том числе Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, гостиницы «;Москва», метро «;Комсомольская».Основной принцип, предложенный Щусевым по восстановлению послевоенного Новгорода - ограниченное соединение нового строительства с памятниками древнерусского зодчества. По его мнению, «;любой из древних памятников архитектуры должен быть не только произведением искусства прошлого, но и неотъемлемой частью нового города». Постановлением СНК РСФСР от 28 марта 1945 года щусевский генплан был утвержден. Впоследствии он подвергался значительным коррективам, но все же главные идеи щусевского генплана удалось воплотить.  Так, согласно генплану расчетная численность населения Новгорода не превышала 50-60 тысяч человек. Строительство крупных промышленных предприятий не предусматривалось. Была ограничена этажность строительства: в центральной части 1—3-этажными зданиями, в остальных районах 1—2-этажными. Главной городской магистралью, как и в древности, оставался Волхов. Великий мост, уничтоженный немецкими солдатами в 1941 году, лежал на дне Волхова. Новый мост,  получивший имя Александра Невского, было решено строить ниже по течению, чтобы отвести транспортные потоки от исторического центра. Для этого пришлось засыпать Федоровский ручей, по которому впоследствии проляжет проспект Гагарина.             Сохранялась исторически сложившаяся планировка улиц — радиальная на Софийской стороне и прямоугольная на Торговой. Все кварталы были спроектированы так, чтобы привлечь внимание к памятникам зодчества, они служили «;рамой» для древних шедевров.