Суд признал незаконными действия ГОКУ «Новгородавтодор» в части объединения лотов на ремонт дорог

2.8K
6
Автор: Алина Щеглова
Воскресенье, 15 ноября, 00:10

Арбитражный суд Новгородской области признал незаконными действия ГОКУ «Новгородавтодор» при утверждении аукционной документации на ремонт дорог в рамках нацпроекта. Иск подавали три новгородские компании — ООО «Ситиком», АО «СМУ-57» и ООО «Благострой».

ГОКУ «Новгородавтодор» в августе этого года провело ряд аукционов на ремонт дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На торги выставили шесть крупных лотов, каждый стоимостью около миллиарда рублей:

Все шесть аукционов прошли без экономии бюджетных средств, на каждый заявился только один участник. Общая сумма разыгранных контрактов составила 5,62 млрд рублей.

ООО «Ситиком» обратилось в арбитражный суд Новгородской области с иском к государственному областному казённому учреждению «Управление автомобильный дорог Новгородской области «Новгородавтодор». Истец указывал на недопустимость укрупнения лотов при объявлении аукциона на ремонт дорог в Крестецком и Парфинском районах и просил привести аукционную документацию в соответствие с требованиями законодательства, то есть разбить лоты на отдельные самостоятельные закупки.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

С такими же исками обратились две другие новгородские компании — АО «СМУ-57» и ООО «Благострой». Суд определил объединить три дела для совместного рассмотрения. Истцы обратили внимание суда на неэффективное расходование бюджетных средств из-за отсутствия конкуренции на аукционе. Ответчик считал требования необоснованными и указывал на необходимость выполнения нацпроекта и освоения денежных средств и исполнения бюджета.

Согласно контракту, отремонтировать нужно дороги общего пользования, расположенные в Крестецком и Парфинском районах, а именно:

  • 49К-0615 Крестцы — Усть Волма км 8+600 — км 31+100 (протяжённость 22,50 км); 
  • 49Н-0622 Первомайской — Хотоли км 0+119 — км 7+253 (протяжённость 7,134 км); 
  • 49Н-0626 Ярынья — Ламерье км 0+000 — км 9+300 (протяжённость 9,30 км);
  • 49Н-0614 Крестцы — Старое Рахино км 0+000 — км 15+396 (протяжённость 15 км); 
  • 49К-0619 Новое Рахино — Еваничи км 0+000 — км 21+213 (протяжённость 21 км); 
  • 49К-0620 Новое Рахино — Соменка км 0+000 — км 26+610 (протяжённость 26 км);
  • 49Н-1302 Подлитовье — Парфино — Старая Русса — Парфино км 0+000 — км 1+694 (протяжённость 1 км);
  • 49К-11 Подлитовье — Парфино — Старая Русса км 52+572,5 — км 68+450 (протяжённость 16 км);
  • 49К-1304 Подлитовье — Парфино — Старая Русса — Сереево км 0+000 — км 4+168 (протяжённость 4 км);
  • 49К-1303 Подлитовье — Парфино — Старая Русса — Пола — Лозницы — Яжелбицы — Демянск — Старая Русса — Сольцы км 8+200 — км 28+900 (протяжённость 20 км);
  • 49Н-0627 Ярынья — Шутиловичи км 0+000 — км 4+700 (протяжённость 4 км);
  • 49К-1305 Подлитовье — Парфино — Старая Русса — Юрьево км 0+000 —км 10+083 (протяжённость 10 км).

Контракт рассчитан на три года, финансирование в 2020 году составляет 42 млн рублей, в 2021 году — 149,57 млн рублей, а в 2022 —769,75 млн рублей. Общая стоимость работ — 961, 32 млн рублей. 

Согласно действующему законодательству, к участию в аукционах допускаются только те компании, которые уже имели опыт исполнения единого контракта на сумму, не меньшую чем 20% от максимальной стоимости выставленного аукциона. То есть в этом случае компании должны были раньше выполнить работы, стоимостью 192,2 млн рублей. В Новгородской области никогда до этого не разыгрывались такие крупные аукционы на ремонт дорог, поэтому ни одна из местных компаний не имела возможности принять участие в этих торгах.

Суд пришёл к выводу, что объединение 12 дорог в один лот стоимостью в 961,32 млн рублей привело к тому, что государственный контракт заключили с единственным участником аукциона по максимальной цене без учёта интересов федерального и областного бюджетов. Заказчик, по мнению суда, не воспользовался своим правом разбить лоты, чтобы обеспечить максимальное число участников торгов.

— Каких-либо убедительных доводов, свидетельствующих о необходимости формирования одного лота с таким объемом работ, суду не представил, как и доказательств бесспорно говорящих о ремонте 12 автомобильных дорог как едином технологическом процессе, разделение которого в силу каких-либо обстоятельств, в том числе и видов проводимых работ, невозможно, — говорится в решении арбитражного суда Новгородской области.

Ответчик в суде сослался на постановление регионального правительства «О государственной программе Новгородской области «Совершенствование и содержание дорожного хозяйства Новгородской области (за исключением автомобильных дорог федерального значение) на 2014-2022 годы», которое утратило силу 13 июля 2020 года. Другое постановление правительства — «Совершенствование и содержание дорожного хозяйства Новгородской области (за исключением автомобильных дорог федерального значения) на 2020-2024 годы» рассчитана, как и нацпроект, до 2024 года.

В этой программе под опорной сетью дорог Новгородской области понимаются автодороги регионального и межмуниципального значения, которые соединяют областной центр с районами и имеющие значительную интенсивность дорожного движения, включая регулярное автобусное сообщение. Протяжённость опорной сети автодорог в регионе составляет 2040,5 километров.

Ответчик утверждал, что дороги, которые включили в объект закупки, образуют локальную опорную сеть Крестецкого и Парфинского районов, они функционально друг с другом связаны и образуют единую сеть.

— На сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области mintrans.novreg.ru размещена опорная сеть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Новгородской области, при сравнении которой с планом- схемой дорог, представленным учреждением, не следует, что включённые в закупку дороги в Крестецком и Парфинском районе являются опорными дорогами указанных районов. Таким образом, использование такого понятия как локальная опорная сеть, не упоминающегося ни в одном нормативном правовом акте, а также утверждение о связи указанной локальной опорной сети с опорной сетью рассматриваемых районов, является ошибочным и не может подменять под собой вышеприведённое понятие опорной сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Новгородской области, — решили в суде.

Также арбитражный суд отметил, что несмотря на наличие общих границ между Крестецким и Парфинским районами, удалённость дорог, которые будут ремонтировать, слишком значительная.

— Пересечение либо продолжение одной дороги из другой отсутствует. Более того, дороги в Парфинском районе, включённые в объём ремонтных работ, не пересекаются друг с другом, в отличие от дорог в Крестецком районе. При таких обстоятельствах, объединение в одном лоте аукциона работ по ремонту автомобильных дорог в указанных районах не отвечают принципу функциональной взаимосвязанности по причине значительной удалённости и отсутствия их взаимной связи друг с другом, — сообщается в решении суда.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

Ответчик заявлял, что одной из причин укрупнения лотов является отсутствие нужного числа специалистов, которые могут проконтролировать исполнение контрактов.

— Отсутствие у заказчика достаточного количества специалистов, которые бы смогли обеспечить контроль за исполнением нескольких государственных контрактов, в случае разделения работ по ремонту дорог на отдельные лоты, нельзя признать в качестве обоснования целесообразности объединения всех работ в один лот. Такое обстоятельство может свидетельствовать о некомпетентности заказчика, чем о необходимости укрупнять лот, — посчитали в суде.

Более того, ранее в правительстве сообщали, что контроль за ремонтом дорог по нацпроекту в Новгородской области осуществляется на нескольких уровнях. На первом уровне ход работ проверяют независимые подрядчики, работающие в рамках госконтрактов. Также контролем занимается производственная лаборатория ГОКУ «Новгородавтодор» и лаборатории подрядных организаций. Они проверяют качество материалов и соответствие всех рецептов, согласованных перед началом работ. Кроме того, подрядчиков контролируют общественные организации и активные граждане. 

Также суд обратил внимание на график платежей, который должен быть пропорциональным выполненным работам.

— В 2020 году могут быть выполнены работы не более чем на 42 млн рублей (4,4% от цены контракта), в 2021 — на 149 млн рублей (15,5%) и в 2022 году на 769 млн рублей (80%). Следовательно, объединение в одном лоте работ, большая часть выполнения которых будет профинансирована в 2022 году, указывает на отсутствие первоочередного ремонта рассматриваемых дорог и включения их в один лот, — сообщается в решении суда.

Довод о том, что работы могут быть выполнены досрочно, суд посчитал неоправданным риском, так как приёмка работ выполняется в соответствии с графиком платежей.

На основании изложенного, суд посчитал требования ООО «Ситиком», АО «СМУ-57» и ООО «Благострой» к ГОКУ «Новгородавтодор» в части признания незаконным его действий по утверждению документации подлежат удовлетворению. Но так как контракт уже заключён и работы по ремонту дорог уже ведутся, внести изменения в аукционную закупку не представляется возможным.

Директор ООО «Ситиком» Игорь Полищук назвал решение суда совершенно обоснованным и ожидаемым. 

— Администрация губернатора и подведомственное ей учреждение «Новгородавтодор» сделали всё, чтобы ограничить конкуренцию и не допустить до участия в торгах местных подрядчиков. В Новгородской области никогда раньше не было контрактов на 200 млн рублей, исторически так сложилось. Даже тот контракт на ремонт дорог Великого Новгорода, который мы сейчас выполняем, изначально стоил 213 миллионов рублей, но мы снизили цену на 20%. Его стоимость теперь составляет 176 миллионов рублей. А сложность его исполнения в несколько раз выше, чем по тому контракту, который мы оспариваем, так как это работы в черте города, — сказал Игорь Полищук.

По его словам, если бы до торгов допустили новгородские компании, экономия бюджетных средств могла бы составить от 5% до 20%. Только за 2020 год на аукционах по ремонту дорог в рамках нацпроектов Новгородская область таким образом могла бы сэкономить от 281,21 млн рублей до 1,12 млрд рублей.

История с отсутствием экономии на торгах по ремонту дорог в Новгородской области началась ещё в прошлом году. В 2019 году провели восемь аукционов на ремонт дорог в рамках нацпроекта. На всех этих торгах победителями были признаны единственные участники. Половину всех аукционов на ремонт дорог и Хвойнинском, Пестовском и Любытинском, Валдайском, Окуловском, Демянском, Чудовском и Маловишерском районах выиграла компания «ДСУ-1» из Иваново, общая стоимость работ составила 3,12 млрд рублей. Сейчас компания называется «Союз Автодор», она выиграла в этом году четыре аукциона на общую сумму 3,72 млрд рублей.

Ещё три контракта на ремонт дорог в Старорусском и Волотовском, Новгородском, Демянском и Маловишерском, Батецком и Шимском районах на общую сумму 2,7 млрд рублей в 2019 году заключили с компанией «Дорожное эксплуатационное предприятие №8» из Владимирской области. Кроме того, аукцион на 321,67 млн рублей выиграла организация «АБЗ-Дорстрой» из Санкт-Петербурга.

Также в прошлом году правительство Новгородской области объявляло торги на ремонт дорог в Шимском и Крестецком районах. Максимальная стоимость контракта составляла 999,38 млн рублей, победителем и единственным участником была компания «ДСУ-1». В итоге аукцион отменило управление Федеральной антимонопольной службы по жалобе ООО «Ситиком». В тексте жалобы было указано, что в контракт включили ремонты дорог районов Новгородской области, которые даже не имеют общих границ, расстояние между ними составляет 170 км.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

Если на аукционах по ремонту дорог ГОКУ «Новгородавтодор» не удавалось добиться экономии средств, то на контрактах по строительному контролю за ремонтами дорог в рамках нацпроектов наблюдалась обратная ситуация. Начальная цена снижалась на торгах от 2 до 4,3 раз. Пять из шести ауционов выиграло ООО «Инжиниринговое управление» из Санкт-Петербурга.

Так, стоимость строительного контроля за ремонтом дорог Батецкого, Шимского и Новгородского районов изначально составляла 16,28 млн рублей, но по итогам торгов снизилась в 2,5 раза и составила 6,51 млн рублей. Цена на контракт по строительному контролю за ремонтом дорог Крестецкого и Парфинского районов снизилась с 17,51 млн рублей до 5,25 млн рублей. За ремонтом дорог Пестовского и Хвойнинского районов — с 16,94 млн рублей до 7,62 млн рублей. Контроль за ремонтом дорог Старорусского района — с 17,56 до 7,03 млн рублей, дорог Маловишерского и Чудовского районов — с 17,19 млн рублей до 5,16 млн рублей.

Единственный аукцион по строительному контролю за ремонтом дорог в рамках нацпроекта в 2020 году, который выиграло не ООО не «Инжиниринговое управление» — контроль за дорогами Демянского и Марёвского районов. Там победителем стало ООО «Испытания. Диагностика. Контроль», цена снизилась с 16,79 млн рублей до 3,85 млн рублей.

В Великом Новгороде в 2019 году планировали отремонтировать 63 участка дорог на общую сумму 460 млн рублей. За счёт экономии на ауционах удалось заключить ещё пять контрактов, и в итоге отремонтировать 68 участков дорог общей протяжённостью около 36,5 км. В 2020 году экономия на аукционах по ремонту дорог в рамках нацпроекта в Великом Новгороде составила 50,5 млн рублей. Эти средства также направили на ремонт дорог.

Смотрите также

Дефицит областного бюджета в 2021 году вырастет в четыре раза 7

Министерство финансов Новгородской области разработало проект бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Его дефицит составил 1,87 млрд рублей.

В ЛОР-отделении ОДКБ сократили ставки врачей: теперь там нет дефицита кадров 11

После того, как из ЛОР-отделения в сентябре 2020 года уволились все врачи, там сократили количество ставок с пяти до трёх с половиной. В отделении работают два врача, включая заведующего Николая Малахова.

Иск о защите чести и достоинства Андрея Ломанова направили в арбитражный суд Новгородской области 2

В Новгородском суде продолжили рассмотрение гражданского иска Андрея Ломанова к ОГАУ «АИК». Судья Константин Шибанов постановил удовлетворить иск представителя министерства инвестиционной политики и передать дело в арбитражный суд Новгородской области.

Комментарии