Почему дороги в Новгородской области не будут убраны хорошо

8.0K
8
Автор: Алина Щеглова
12 декабря 2021 года, 22:23

Как всегда в наших краях, зима, хоть и была близко, но пришла совершенно неожиданно. Особенно внезапно выпадает снег для дорожных служб. Разбираемся, почему дороги в Новгородской области убирают очень плохо и почему это вряд ли изменится.

Не успела начаться календарная зима, как на дорогах в Новгородской области уже образовался приличный снежный слой. В Великом Новгороде из-за этого застревали автобусы, в Боровичском районе на несколько часов задержалась машина скорой помощи, а в Парфинском и Шимском — в кювет улетели пассажирские автобусы. Прошлой весной в кювете на дороге Сергово — Борки оказался школьный автобус.

Нет сомнений в том, что уборка дорог зимой — это основа для безопасности как водителей, так и пассажиров с пешеходами. Почему же подрядчики подвергают риску людей? Почему нельзя просто нормально убирать дороги?

Ответ оказался очень простым и стандартным для нашей действительности — это просто не выгодно. Содержание дорог — это довольно дорогой и трудоёмкий процесс. Чтобы делать это хорошо, нужно обладать значительными ресурсами — техникой, людьми и реагентами. Всё это, конечно, стоит денег.

Правительство Новгородской области в прошлом году разместило несколько аукционов по содержанию дорог на общую сумму 1,67 млрд рублей. По результатам торгов тогда удалось сэкономить 209 млн рублей — это, кстати, гораздо больше, чем правительству удалось сэкономить на аукционах по ремонту дорог, но это совсем другая история. В общем-то даже противоположная, если немного посчитать.

Не так давно мы посчитали очень приблизительную стоимость ремонта одного квадратного метра дорог и выяснили, что ремонтировать дороги в городе намного менее выгодно, чем в области. Провернём тот же трюк с уборкой дорог. Для этого рассмотрим поближе аукционы на содержание. Уборку 111 километров дорог в Пестовском районе с марта 2021 года по 31 декабря 2023 года правительство Новгородской области оценило в 29,55 млн рублей. Если грубо посчитать, то за один километр убранной дороги в месяц подрядчик получит около 7800 рублей. 

Уборка 218 километров дорог в Чудовском районе в течение двух лет обошлась бюджету Новгородской области в 53,32 млн рублей. То есть за один километр в месяц подрядчик должен получить 10 147 рублей. 

Третий аукцион — в Старорусском районе. Протяжённость дорог, которые там надо убирать — 600 километров. Уборку их правительство региона оценило максимум в 114,37 млн рублей. Путём несложных расчётов выясняем, что один километр подрядчик будет убирать за 7900 рублей в месяц.

Все эти цифры приведены без учёта понижения начальной стоимости контракта. То есть это максимум, что может предложить наше правительство за чистые и, что самое главное, безопасные дороги Новгородской области. По факту подрядчики получили ещё меньше.

Не так давно Новгородская область довольно удачно передала в федеральную собственность около 500 километров региональных дорог. Теперь за их ремонт и содержание отвечает федеральный центр. И, надо сказать, гораздо более щедро. Были размещены аукционы на содержание трёх участков автодороги А122 — «А114 — Устюжна — Крестцы — Яжелбицы — Великие Луки — Невель». 

Один — для содержания участка протяжённостью 135 километров с 30 июля 2021 года по 30 июня 2023 года, максимальная стоимость контракта при этом составила 287,27 млн рублей. Получается, что один километр в месяц на этой дороге подрядчик будет убирать за 92 077 рублей. 

Второй аукцион — содержание 170-километрового участка на протяжении 23 месяцев обошёлся федеральному бюджету в 292,98 млн рублей, то есть ежемесячно каждый километр — в 74 717 рублей. 

Чтобы окончательно убедиться в том, что федеральный центр действительно готов платить за содержание дорог столько денег, посмотрим на третий контракт — его заключили для уборки 183-километрового участка той же дороги, недавно переданной в федеральную собственность. Его стоимость составила 368,97 млн рублей на 23 месяца. То есть в месяц за каждый километр подрядчик получит 87 475 рублей.

Разница в цене за уборку дорог получается практически в десять раз. При этом все они расположены в одном регионе с одинаковыми климатическими условиями и одинаковыми категориями дорог—  среди них нет четырёхполосных автомагистралей, содержание которых стоит дороже. Возможно, в контракт на уборку федеральной дороги включён расширенный перечень работ? 

Заглядываем в документацию и видим, что список работ совпадает. И в том, и в другом случае подрядчик обязан следить за состоянием дороги, обочины, проводить ямочный ремонт, ликвидировать лишнюю растительность в полосе отвода, чистить от снега и льда дорожное полотно и элементы обустройства дороги, в том числе автобусные остановки, площадки отдыха, ограждения, тротуары и пешеходные дорожки.

К примеру, стоимость ручной уборки одной остановки заказчик — Новгородавтодор — оценил в 80 рублей. Это чуть больше стоимости мешка для мусора. В одном только Пестовском районе на 111 километров дорог расположены 80 остановок, все их надо содержать в чистоте ежедневно.

Такая ситуация актуальна не только для Новгородской области. Счётная палата Российской Федерации провела проверку использования бюджетных средств на содержание дорог в 2018 и 2019 годах. Они также сравнили стоимость содержания дорог, находящихся в федеральном ведомстве и тех, кому с финансированием повезло меньше и за них отвечают регионы. Новгородская область в список проверенных регионов тогда не попала.

Тем не менее, выяснилось, что на содержание одного километра федеральной дороги в год в среднем тратят 2,24 млн рублей, то есть в месяц — 186 858 рублей. Это в два-три раза больше, чем сумма, которую выделили на содержание одного километра федеральной дороги в Новгородской области.

Также на федеральных дорогах применяется другая система оплаты. Если нет замечаний и штрафов с претензиями, то платится 100% месячной ставки.  Если работой подрядчика недовольны, выплачивается 90-60% от ставки. К примеру, уборка дорог в Старорусском районе по расценкам федеральных упрдоров, обошлась бы не меньше чем в 600 млн рублей в год. У нас, напомню, за два года подрядчик мог рассчитывать максимум на 114,37 млн рублей. 

На региональные дороги в среднем, по данным Счётной палаты, тратят в год 146,39 млн рублей, соответственно в месяц — 24 008 рублей. То есть, опять же, в три-четыре раза больше, чем Новгородавтодор выделил на содержание наших Новгородских дорог.

При этом даже сумма в 24 тысячи рублей на содержание километра дороги, как заявлено в отчёте Счётной палаты, — это только треть от необходимого финансирования. То есть на километр дороги, чтобы она содержалась так, как это нужно, надо тратить не меньше 72 тысяч рублей — фактически в десять раз больше, чем на самом деле тратит на содержание региональных дорог Новгородавтодор.

Получается, выполнять работы добросовестно — так, чтобы дороги действительно были безопасными и на них не заносило автомобили и автобусы в кювет, подрядчику невыгодно, а в убыток никто работать не будет. Напрашивается вопрос, как же подрядчики на самом деле исполняют контракты? Действительно выполняют весь объём работ и в итоге уходят в минус, или просто дают подписывать акты выполненных работ, которые заказчик принимает не глядя? Есть ли на самом деле контроль за выполнением этих работ?

Вопросы есть, конечно, не только к подрядчикам, но и к заказчикам. Почему стоимость работ оценивается в десять раз ниже, чем должна? На что рассчитывает Новгородавтодор, составляя такие контракты — на бесснежные зимы или филантропические настроения подрядчика, который за свой счёт будет посыпать дороги реагентом и проводить ямочный ремонт?

Пока ответов на эти вопросы нет, дороги Новгородской области так и будут своего рода русской рулеткой, либо повезёт, либо нет.

Смотрите также

Дорогие дороги и не очень: в чём разница между дорогами в Новгородской области и в Великом Новгороде 10

Зима близко, а это означает, что дорожный сезон в Новгородской области подходит к завершению. Можно подвести некоторые итоги.

Бюджет Новгородской области на 2022 год: основные траты 7

Министерство финансов Новгородской области разработало проект бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Его дефицит составил полмиллиарда рублей.

Как один аукцион может повлиять на конкуренцию в дорожной сфере Новгородской области

В Великом Новгороде может решиться вопрос о конкуренции на дорожных торгах, которую ограничивали несколько лет подряд. Ключевым моментом стал аукцион на ремонт проспекта Александра Корсунова и ул. Державина.

Комментарии