Ветер перемен цифровой эпохи

1.8K
12
Автор: Ксения Лысенко
Вторник, 8 февраля, 16:12

Как много внимания мы стали уделять изменениям и той стремительной скорости, с которой они происходят. Еще 20 лет назад мы жили без смартфонов и гаджетов, мы платили только наличными, а для того, чтобы посмотреть новое кино, нужно было купить диск, ну или взять у друга на время. Весь документооборот компании вели на бумаге, а с клиентами созванивались по стационарному телефону. Чтобы не отставать от быстрых изменений, происходящих часто не по нашей воле, нам приходится внимательно следить за тенденциями в различных сферах жизни общества, подмечать важное и создавать новое самим.

Люди боятся перемен 

Несмотря на то, что очень многие недовольны некоторыми аспектами своей жизни, будь то нелюбимая работа или место жительства, несмотря на то, что многие хотели бы попробовать себя в новом деле, будь то иностранный язык или спорт, — далеко не все решаются реально что-то изменить.

Постоянные изменения — часть нашей жизни. Даже если мы сами можем попробовать замереть на месте, время продолжит свой ход, сезоны будут сменяться, деревья — расти, а дети — взрослеть. Для человека стоять на месте будет означать двигаться назад. Перемены неизбежны, можно сказать даже, что они — суть жизни.

Почему же люди боятся перемен? Почему не хотят пробовать новые блюда, не уходят на более высокооплачиваемую работу, не пользуются удобными современными технологиями, предпочитая все делать по-старинке? Как говорят психологи, чаще всего виноват страх неизвестности — нам страшно идти туда, где дела могут пойти не так, где нет гарантий успеха и нет уверенности, что получится.

Эти знания из психологии можно рассматривать не только относительно личности, но и относительно предпринимателей и крупного бизнеса. Здесь нежелание внедрять новшества, боязнь осваивать другие сферы деятельности, отсутствие трансформации бизнес-процессов ведут к отставанию, проигрышу в конкурентной борьбе, а возможно и к закрытию предприятия.

Именно поэтому компании так много внимания уделяют постоянному развитию. Для них важно не просто ловить изменения, зачастую важно возглавлять их. Во-первых, в таком случае возможно заранее просчитать риски и минимизировать их. Во-вторых, управляемые изменения позволяют упрочивать свое положение, становиться лидером отрасли, развивать бизнес, расти, ну и как следствие, — больше зарабатывать.

В крупных IT-компаниях, телекоме, банковском секторе сейчас проходит постоянная работа по отслеживанию трендов и тенденций, а также по формированию видения будущего как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

Работа с технологическими трендами в «Ростелекоме»

В конце января компания «Ростелеком» поделилась с журналистами своим видением основных трендов в цифровой отрасли, на которые стоит обратить внимание. Вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком» Кирилл Меньшов представил важные направления развития технологических отраслей, которые в ближайшем будущем не только повлияют на работу компании, но и изменят повседневную жизнь обычных людей.

Посмотрев внимательно на эти тренды, мы можем узнать, каких изменений стоит ждать в цифровой жизни, во взаимодействиях с госорганами и коммерческими предприятиями. Также становится понятно, какие новые решения придется внедрять бизнесу — торговле, производствам и многим другим — в ближайшей и среднесрочной перспективе. Внимательно изучив тренды можно даже выбрать для себя предпочтительный вектор развития и обучения для продолжения или начала карьеры.

— По-прежнему очень важный момент — это рост инвестиций и рост расходов на IT. Нравится это кому-то или не нравится, но конца и края увеличению глобально в мире и в России в частности этих расходов мы не видим. Мы видим только новые дополнительные факторы, которые только разгоняют маховик цифровизации, расходов и инвестиций в информационные технологии, — рассказывает Кирилл Меньшов.

Пандемия коронавируса и локдауны в 2020 году фактически заставили компании перенести фокус своей работы в онлайн-среду, быстро цифровизироваться. В 2021 году эта тенденция продолжилась и была поддержана государством, которое также стало активным участником цифровизации. По подсчетам «Ростелекома», за период с 2015 по 2021 год объем рынка IT в России увеличился почти в два раза.

В больших компаниях анализ трендов — это не просто наблюдения и записки менеджеров. Это планомерная работа, которая идет постоянно, зачастую, с помощью крупных консалтинговых фирм, которые анализируют научные публикации в профильных изданиях, зарегистрированные патенты и общие объемы инвестиций, вложенных в ту или иную технологию. 

Основой всех процессов в «Ростелекоме» видят общие мегатренды цифровой эры. Это набор инициатив, задающих правила игры в мировом масштабе, и направлений развития рынков. Такие тренды отражаются в моделях потребительского поведения, именно они позволяют компаниям строить долгосрочные планы развития.

Яркий примером такого мегатренда — искусственный интеллект. В разработки по этой теме сейчас вкладывается много денег, регистрируется много патентов, растет количество публикаций. Это развивающийся тренд, который заслуживает самого пристального внимания. В перспективе внедрение технологий на основе ИИ поможет проектировать, масштабировать и переходить в производство новым системам. Также такие технологии будут помогать в принятии управленческих решений на основе больших данных. А значит, они позволят облегчить бизнес-процессы и увеличить скорость принятия решений.

Еще среди важных мегатрендов отмечается область E-health, роботизация, интернет вещей, облачные технологии, автопилот, квантовые вычисления и многие другие.

Что ожидает нас в ближайшей перспективе?

Тренды 2022 года для бизнеса сводятся к трем ключевым темам: ускорение роста после пандемии, структурные изменения и увеличение доверия к технологиям.

Ускорение роста означает сейчас поиск IT-инноваций, которые позволят завоевать новые доли рынка после пандемии. Это набор технологических направлений, которые приведут к максимальному увеличению стоимости бизнеса. У пользователей фактически объединятся цифровые возможности для интеграции физического и виртуального миров: гибридная работа, новый опыт и эффективное управление.

— Если в доковидные времена компании работали по большей части в офисах, благодаря ковиду сотрудники разъехались, и был большой челендж научиться работать безопасно удаленно, — отмечает вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома». — Идет вторая волна адаптации под ковид, когда все поняли, что режим может быть не только удаленный и не только офисный, а он может быть еще и гибридным. И, на самом деле, для разных компаний это достаточно серьезный вызов, потому что он привносит новую проблематику.

На практике это выглядит так. Работники сейчас должны иметь возможность выполнять свои обязанности одинаково эффективно, как из офиса, так и из дома, причем иногда эти режимы работы меняя. Смена таких режимов связана и с периодически вводимыми квотами на удаленку от властей, и с желанием самих работников, и с состоянием их здоровья. На компании это влияет, например, необходимостью организации общих рабочих мест и новым укладом офисной жизни.

— Формирование территориально распределенных предприятий — это не то же самое, что экстренно уйти на удаленку. Это создать комфортную среду, в которой не важно, где находится сотрудник. Если он хочет придти в офис — он делает это комфортно. Если он не хочет — он опять-таки делает это комфортно, — подчеркивает Кирилл Меньшов. — Мы все еще проводим совещания, и вот здесь, например, большая разница. Если раньше мы проводили мозговой штурм, собравшись в кабинете, на удаленке мы все вместе сидели у мониторов. А кто научился делать это в гибридном режиме таким образом, чтобы те люди, которые сидят в переговорке, могли продолжать общаться и рисовать, а те, которые сидят в Zoom, могли в этом активно участвовать? На самом деле мало кто научился делать это хорошо.

Сейчас невероятные темпы изменения организаций и мира заставляют задумываться об окне возможностей для быстрой цифровизации. Бизнесу для этого нужно создать устойчивую базу, позволяющей масштабироваться с минимальными затратами максимально безопасно.

Как отмечают специалисты, вызовы, которые стоят перед компаниями уже сейчас — это не такие большие и значимые истории, как мегатренды. Но работать с ними нужно, ведь очевидно, что назад в реальность 2019 года мир не вернется. Работа по территориально-распределенной модели, системы кибербезопасности — все это должно идти в ногу со временем.

Ключевой текущий тренд, на который ориентируется компания «Ростелеком», — это генеративный искусственный интеллект. 

— Это подход искусственного интеллекта, который умеет не просто обучиться на той выборке, которая существует. Он уже умеет (ну, по крайней мере, учится, и в тренде мы это видим) принимать решения и обучаться за пределами обучающих выборок. Вот ключевая разница. Обычная нейросеть, обычный ИИ не может выйти за пределы обучающих выборок. Мы ему дали миллион примеров — вот в рамках миллиона примеров он может принимать какие-то решения. За пределами, как правило, обычный ИИ не дает нужного решения. Генеративный ИИ решает эту проблему, — поясняет Кирилл Меньшов.

Государство уходит в онлайн

Среди всех тенденций в сфере цифровизации все более заметной становится роль государства. Органы власти доступны онлайн как на федеральном, так и на местном уровне, что значительно упрощает работу с документами, общение с фондами, налоговой и другими ведомствами. Достаточно вспомнить для примера процедуру получения загранпаспорта со справками с работы или места учебы и многочасовыми очередями, и сравнить это с подачей заявления сейчас через портал Госуслуг. 

Крупный и мелкий бизнес тем более не может и не должен игнорировать цифровую трансформацию государства, находя в ней для себя не только способы упростить ведение дел, но и новые факторы роста.

— На подходе у нас такая история, например, как электронный паспорт. Все мы с вами рано или поздно будем менять паспорт на новый, определенный срок у каждого из них есть. И кто-то из нас когда-то получит электронный паспорт. По началу таких людей не будет много, — приводит пример топ-менеджер «Ростелекома». — Все мы с вами также путешествуем и заселяемся в гостиницы. И когда мы заселяемся в гостиницу, у нас ксерокопируют паспорт. Что будет делать гостиница, когда паспорт будет электронный? Очевидно, что каждой гостинице — а их на самом деле тысячи тысяч по России — придется научиться работать с электронным паспортом. Каждой гостинице придется трансформироваться даже ради одного гостя.

В целом, с точки зрения властей, работа по развитию цифровой экономики основывается на создании так называемого цифрового фундамента. Это база для последующего развития, без которой повсеместный переход к гибридной работе и внедрению новых технологий попросту невозможен.

В первую очередь речь идет о доступности интернета, ведь если власти говорят о цифровизации образования или здравоохранения, значит буквально каждая школа, каждый ФАП в самой отдаленной местности должен иметь стабильный выход в интернет — иначе ничего не получится. Помимо этого цифровые документы и процессы должны быть обеспечены соответствующим нормативным регулированием, чтобы работа с электронной подписью, например, имела правовой статус. Важным аспектом при уходе государственных функций в цифровую среду становится кибербезопасность, уровень которой для госорганов должен быть максимальным.

Чем существенно отличается Российская Федерация от многих других государств, так это целенаправленной, методичной работой по цифровизации. А мы, как граждане страны, должны меняться вслед и вместе с ней.

В качестве вывода хочется отметить, что набирающая обороты цифровизация очень неоднородна. В бизнесе есть явные лидеры, как телеком, мобильные операторы или банковский сектор, которые давно и активно возглавляют трансформацию цифровой отрасли. Но осталось еще много компаний, которые не пользуются системами электронного документооборота и сдают отчетность в налоговую по-старинке. Также и в госорганах далеко не везде все оцифровано и автоматизировано. Однако процесс технологического развития уже не остановить, а в наших силах — не отстать от него.

Смотрите также

Интернет в деревне как надежда на будущее 12

Российские деревни вымирают. Статистика приводит разные данные, но за последние 20 лет в России исчезли 37 тысяч деревень, причем основная их часть — не дальняя глубинка, а сёла центральной и северо-западной части страны. Молодёжь годами уезжает отсюда из-за отсутствия инфраструктуры и перспектив, но переход в онлайн-среду может всё изменить — был бы интернет.

Вневедомственная охрана: 69 лет на страже безопасности

В минувшую пятницу, 29 октября, Вневедомственная охрана отпраздновала свое 69-летие. Структурное подразделение войск национальной гвардии России — довольно закрытое ведомство, но по случаю праздника Росгвардейцы пригласили в гости журналистов, рассказали о своей работе и показали тренировочный выезд по срабатыванию тревожной кнопки в школе.

Туризм в период пандемии 1

Второй год туристическая отрасль работает в условиях пандемии коронавируса. Обычно туристы планируют свои отпуска заранее. До 2020 года популярные отели зачастую приходилось бронировать чуть ли не за полгода до поездки, а направления для путешествий планировались на годы вперед. Но все изменил коронавирус.

Комментарии