Привилегии во всём: некоторые подрядчики получают лучшие условия в ущерб заказчику

1.8K
2
Автор: Алина Щеглова
27 июня 2022 года, 20:14

В Новгородской области есть особое отношение заказчика к подрядчику. Это просто какое-то премиум обслуживание, при котором подрядчику предоставляются все мыслимые и немыслимые привилегии. Конечно же речь о дорожной сфере и контрактах на ремонт дорог.

Мы уже много раз писали о том, что самые крупные контракты на ремонт дорог в Новгородской области получают одни и те же подрядчики, причём они пришли в нашу область вместе со свежепоставленным губернатором Андреем Никитиным в 2017 году. 

С внедрением нацпроекта «Безопасные качественные дороги» финансирование увеличилось в разы, а вот подрядчиков для Новгородской области больше не стало. С 2019 года правительство разыграло 17 аукционов на общую сумму 15,8 млрд рублей. Пять контрактов достались компании «СМУ-Дондорстрой» (она же «ДЭП 33») на общую сумму 4,61 млрд рублей, остальные 12 — организации «Союз Автодор» (она же была «ДСУ-1») на общую сумму 11,19 млрд рублей.

Это для понимания масштабов. Аукционы проходили без всякой конкуренции, область практически не смогла ничего сэкономить на торгах. Правда, в прошлом году два подрядчика всё-таки каким-то чудом вышли на торги вместе, но экономия вышла в 0,5% — это можно считать статистической погрешностью. 

Проблема не только в том, что подрядчики получали крупные контракты без лишних усилий, но и в том, что заказчик — ГОКУ «Новгородавтодор» — шёл навстречу подрядчику и выполнял любые его пожелания, даже в ущерб собственным интересам. Правда, собственные интересы в этом случае — это вообще-то интересы налогоплательщиков, то есть нас с вами.

В очередной раз просматривая аукционную документацию к разыгранным контрактам, мы обнаружили, что заказчик с подрядчиком достаточно вольно обращаются с банковской гарантией. 

Что это вообще такое? Банковская гарантия — это соглашение, по которому банк обязан выплатить долг клиента, если тот не выполнил своих обязательств. Например, если подрядчик не успеет отремонтировать дороги в срок или сделает это некачественно, то убыток заказчику выплатит банк, а потом финансисты будут взыскивать с подрядчика возмещение. Гарантия должна действовать как минимум на месяц дольше, чем истекает срок контракта.

Гарантия работает в интересах заказчика, для него хорошо, когда она достаточная для покрытия рисков. А вот подрядчик не может оформить в банке безлимит, поэтому иногда, когда у него сразу много контрактов, он просит заказчика пойти ему навстречу и отказаться от его части, чтобы оформить гарантию на другой, новый контракт.

Наш подрядчик — ООО «Союз Автодор» — именно такой, у него каждый год по несколько контрактов с одним только «Новгородавтодором», тут приходится как-то решать вопрос с банком. Хорошо, что заказчик попался крайне лояльный и всегда откажется от части своих прав по банковской гарантии. Практически каждый контракт, который мы просмотрели, содержит соглашение, а то и несколько, по которому размер банковской гарантии тает, как мороженое в 30-градусную жару.

Вообще-то это слегка незаконно, а ещё говорит о том, что у подрядчика с заказчиком весьма дружественные взаимоотношения, практически доверительные. Рассмотрим подробнее. Представьте, что вы — господрядчик. Работаете за бюджетные деньги. Каждое ваше телодвижение, касающееся денег налогоплательщиков, пристально рассматривается заказчиком, журналистами, кучей разных контролёров и правоохранителей.

Вы заинтересованы в заглатывании вашей компанией как можно большего количества госконтрактов. Вот только средств для обеспечения у вас не хватает. А банки рады вас поддержать своей гарантией, но на общую сумму, скажем, не более 6 млрд рублей. Лимит этот исчерпан уже действующими контрактами. Что нужно сделать? По закону нужно бы исполнить уже взятые контакты и получить новые.

Но вы обходите финансовые правила и закон. Вы идёте к заказчику и просите отказаться от уже данных банковских гарантий по ещё не выполненным госконтрактам. Просить такое — это уже коррупция. А в случае наступления последствий в виде возникновения взыскания по гарантии, но невозможности исполнения такого требования — это реальное уголовное дело в отношении того, кто поставил подпись на отказе от банковской гарантии.

И вот наш привилегированный по всем пунктам подрядчик — «Союз Автодор» — без труда получил отказ от банковской гарантии при неисполненных обязательствах миллионов примерно на 200 только по одному из множества контрактов. Отказов таких было два. Один — на ремонт дорог в Боровичском районе, который заключили в 2021 году, гарантия должна была действовать до конца 2023 года, но сейчас от неё отказались.

Второй контракт — на ремонт дорог в Новгородском, Шимском и Батецком районах 2020 года, гарантия тоже должна была работать до 2023 года. И это тот самый контракт, в который вошёл ремонт дороги Уторгош — Передольская, мы недавно смотрели, насколько качественными и безопасными стали там дороги после ремонта.

Такой добровольный и ничем не обоснованный отказ от своих прав должен вызывать вопросы не только у журналистов, но и у правоохранительных органов. «Новгородавтодор» — не частная компания, а государственная и её главная обязанность — ставить интересы налогоплательщиков выше, чем интересы заказчика и следить за тем, чтобы подрядчики полностью выполняли свои обязательства. А если они не могут этого сделать, то хотя бы не отказываться от своих прав по защите средств налогоплательщиков.

Соавтор Владимир Тихоньков

Смотрите также

Новгородская область на ПМЭФ-2022: серая неясыть и аренда вешалок, дверей и холодильника 13

Сегодня, 15 июня, в Санкт-Петербурге начал свою работу Петербургский международный экономический форум. Разбираемся, что он принесёт Новгородской области и сколько мы уже заплатили за участие в этом мероприятии.

Минздрав Новгородской области: покупка систем мониторинга глюкозы для детей с диабетом скажется на благоустройстве территорий 6

В Новгородской области родители детей с диагностированным инсулинозависимым сахарным диабетом I типа написали коллективное обращение к представителям власти. Они пожаловались на отсутствие обеспечения детей системой непрерывного мониторинга глюкозы.

Кому «спецоперация», а кому мать родна: в Великом Новгороде обошлись без торгов на многомиллионную реконструкцию участка набережной 18

В Великом Новгороде без проведения конкурсных процедур определился подрядчик на реконструкцию участка набережной Александра Невского. И всё по закону. При этом стоимость контракта составила 317 млн рублей.

Комментарии