Ниша метавселенных
Метавселенная — это мир будущего, в котором виртуальная и физическая реальность соединяются а одно неотделимо от другого? Или это удобная и безопасная платформа для учебы и работы в корпоративном мире, где просто собраны в одном месте необходимые сервисы? Нишевой продукт для крупных корпораций и киберспорта или будущее интернета, которое изменит наш образ жизни? Как много вопросов, сомнений, а порой и страхов — попробуем разобраться.
Недавно Сбер собрал журналистов на виртуальный пресс-тур в свою метавселенную КоМета. Корреспонденты различных изданий смогли воспользоваться метавселенной и ее инструментами, оценить на собственном опыте простоту использования технологичного пространства, создать свой аватар и подумать над практическим применением подобных систем.
Теория и реальность метавселенных
Как у многих динамично развивающихся технологических трендов, у метавселенных есть определение, которое выглядит на сегодняшний день скорее как научная фантастика, а есть реальные разработки, которые довольно далеки от своего фантастического образа.
Итак, по определению метавселенная — это соединение реального физического и виртуального мира на базе онлайн-пространства. Это непрекращающаяся реальность, в которой люди могут взаимодействовать друг с другом с помощью своих аватаров. В таком мире есть своя валюта, товары и заработки, основанные на технологиях блокчейн и NFT. Заходить в него можно с любого устройства — персонального компьютера, планшета, смартфона, особенное распространение должны получить технологии виртуальной реальности.
Но это все в теории. А на практике сейчас метавселенная — это своего рода новый уровень развития интернет-платформы, в которой на единой базе в красивой оболочке собраны все нужные инструменты — сервис для проведения видеоконференций и видеозвонков, чат, библиотека знаний, инструментарий для различных квестов, заданий игр и тестов и прочее.
КоМета для молодых стартаперов
Метавселенная КоМета была презентована в апреле 2023 года. С этого момента, по словам Натальи Магидей, управляющего директора Сбера по работе со стартапами, ее посетили 33 тысячи уникальных пользователей из 70 регионов России. Основная целевая аудитория проекта — ребята до 18 лет. Виртуальное пространство создавалось как комьюнити для будущих молодых предпринимателей, которые хотят развиваться в сфере IT.
Сейчас в КоМете пять зон или комнат, но перед тем, как туда войти, нужно создать свой аватар — небольшого виртуального персонажа, от лица которого вам предстоит действовать (как в компьютерной игре). Внешний вид степень креативности можно выбрать в зависимости от настроения — можно ходить в водолазном костюме, можно отрастить усы и надеть очки. Главное помнить, что остальные гости мероприятия будут видеть вас именно так, как вы выберете.
Создав свой аватар, участники пресс-тура попали в основную комнату, которая называется «Центральный хаб». Здесь на большом экране происходили встречи со спикерами — представителями Сбера и бизнеса различных отраслей в режиме реального времени. Возможность задать вопрос была во встроенном чате. На дополнительных экранах можно было посмотреть презентации о компаниях, представленных прессе.
Больше всего это напоминало настоящую пресс-конференцию, только каждый участник сидел за своим компьютером в своем офисе. Есть ли минусы в таком формате? Да, конечно, ведь полностью отсутствовало кулуарное общение, которое зачастую бывает едва ли не важнее основной темы мероприятия. С другой стороны, если при оффлайн-формате собрать журналистов Северо-Запада на пресс-конференцию значит для компании потратить много денег на билеты и организацию, а для журналистов — потратить минимум один рабочий день полностью, то на онлайн-встречу ушел всего час с небольшим без отрыва от рабочего процесса.
Вообще, центральный хаб можно использовать, конечно, не только для пресс-конференций. Здесь могут проводить лекции, игры, онлайн-фестивали, встречи с известными людьми.
Кстати, недавно одна из компаний-разработчиков игр провела в своей метавселенной концерт известного репера, который заработал таким образом весьма крупную сумму. От прямых эфиров в соцсетях такие мероприятия отличаются более широким функционалом. Например, в КоМете кроме основного экрана были доступны боковые, на которых каждый участник пресс-тура мог отдельно посмотреть любую презентацию, не мешая другим. Кроме того, даже для журналистов были доступны задания небольшого квеста — предлагалось ответить на десять вопросов и получить подарок. А в ходе лекции, например, можно сразу предлагать обучающимся ответить на вопросы теста, чтобы оценить усвоение материала. На концерте, допустим, поклонники артиста могут выполнить какое-то задание и получить промокод со скидкой на мерч. И все это даже не выходя из комнаты.
Другие виртуальные зоны в КоМете более специализированы. Это лекционный зал, библиотека с базой знаний по развитию стартапов и бизнес-навыков.
Метавселенная, которую посетили журналисты, используется для сообщества участников молодежных акселераторов Сбера, а также всех подростков, кому интересно IT-предпринимательство. Сбер проводит акселераторы для учеников 8-11 классов школ, колледжей и техникумов, а также для студентов, аспирантов и сотрудников вузов. Эти акселераторы бесплатные, а основная цель участников — создать свой стартап с нуля под руководством опытных наставников. В КоМете для подростков регулярно проходят лекции от предпринимателей и экспертов, нетворкинги. Кроме того, сессии транслируются в рамках крупных деловых мероприятий, таких как ПМЭФ, ВЭФ, AI Journey.
КоМета помогает преподносить обучение в интерактивном формате (edutainment), который нравится подросткам.
— В рамках акселерационных программ формат метавселенной полезен сразу в нескольких аспектах: во-первых, это повышает доступность образования — позволяет учащимся и преподавателям встречаться вне зависимости от их фактического местоположения. Во-вторых, метавселенная донасыщает процесс обучения и помогает увлечь молодых людей. В отличие от традиционных видеозвонков, обучающийся не один за компьютером, а в «классе», вместе с другими ребятами и наставником. Они могут не только общаться, но и взаимодействовать и друг с другом, и с объектами в виртуальном пространстве. Метавселенная, конечно, не может заменить живого общения, однако, может стать инструментом для вовлечения и коммуникации, — подчеркнула Наталья Магидей, управляющий директор Сбера по работе со стартапами.
Люди и метавселенные
Как ни странно, схема монетизации метавселенных понятна. Совершенно ясно, как на этом можно зарабатывать деньги. Будучи по сути следующим эволюционным этапом развития порталов, соцсетей, видеохостингов, мессенджеров, интернет-сми, метавселенная возьмет оттуда все традиционные формы заработка — размещение рекламных блоков, подбор похожего контента по интересам, платные лекции и закрытые комнаты с платным доступом. Из игр в метавселенную перейдут покупка и продажа предметов и «прокачка» персонажа, NFT и цифровое искусство получит большой толчок к развитию.
Единственной загвоздкой могут стать пользователи, которым придется объяснять, зачем собственно им это нужно. По какой причине нынешние геймеры будут переходить в метавселенные, ведь они отлично пользуются уже существующими мирами компьютерных игр? Зачем людям ходить на онлайн-концерты, ведь можно просто посмотреть записи выступлений артистов (вспомним пандемию, онлайн-концерт — совсем не замена настоящему)? Для чего обычному пользователю соцсетей менять их на новые форматы?
Более того, главный плюс метавселенных — присутствие всех сервисов в одном месте, сохранение и накопление опыта — может отпугнуть тех людей, которые, вероятно, просто испугаются углубляющейся цифровизации жизни. Не лишним будет напомнить, какое возмущение еще недавно вызывали вышки 5G и QR-коды.
При активном распространении не обойдут своим вниманием метавселенные и мошенники. Те же люди, которые взламывают аккаунты в социальных сетях, вероятно, смогут взломать и аватар. И если в соцсети мошенники могут разве что попросить перевести деньги у ваших знакомых, то в метавселенных при использовании NFT и каких-нибудь криптовалют, ущерб может быть значительно больше.
И все же, эти риски возникнут только если метавселенные «пойдут в народ», если они смогут по-настоящему раскрутиться и привлечь к себе значительное количество пользователей. Возвращаясь к КоМете от Сбера, напомним, что с момента запуска в апреле этого года ее посетили 33 тысячи уникальных пользователей — много это или мало для нового нишевого сервиса?
Образование и корпоративный мир
В то же время, метавселенные уже сейчас могут быть отличным решением для довольно крупных отраслей.
Первое, что приходит на ум — это высшее образование. Метавселенная может стать платформой для вузов, в которой каждый студент и преподаватель будет получать определенный доступ. Не секрет, что многие крупные вузы уже активно переводят лекции в онлайн-формат, так как это удобнее и студентам, и преподавателям, особенно в крупных городах. Тестирования, прием работ — все это зачастую происходит в интернете, а в вузовской аудитории группа собирается на семинары и практические занятия. Вот только эта онлайн-работа в основном носит разрозненный характер, ее степень и глубина зависят от цифровой грамотности преподавателя.
Метавселенная стала бы решением для вуза, где на безопасной и единой платформе были бы собраны все нужные сервисы — лекционные комнаты, тесты, загрузка контрольных и курсовых, доступ к библиотеке из видеолекций, статей, книг, дополнительной литературы. Студент, создав свой аватар, обучался бы и переходил с курса на курс, имея доступ к нужной информации, накапливая опыт, получал бы доступ к дополнительным предметам и мини-курсами по желанию. Преподаватель мог бы, помимо ведения работы по обучению, заполнять нужные ведомости и отчетность прямо в своем онлайн-кабинете.
При таком подходе достигался бы и главный принцип метавселенных — соединение виртуального и реального опыта, ведь в итоге студенты получали бы настоящие знания в физическом мире параллельно набирая опят в мире виртуальном. Аватар продолжал бы свое движение с курса на курс, как и сам студент.
Еще одна ниша для метавселенных, в которой они, собственно, и начали развиваться — крупный бизнес, большие корпорации. Для таких компаний наличие собственной метавселенной — это, конечно, престиж. Здесь есть и компетенции (в современной корпорации IT-отдел и разработка обязательны вне зависимости от сферы деятельности), и средства на внедрение и развитие.
Собственная платформа для бизнеса — это всегда вопрос безопасности и независимости. Чем больше цифровизация, тем больше вызовов с точки зрения сохранения конфиденциальности и банальных хакерских взломов. Если раньше нужно было контролировать конфиденциальность электронной почты и звонков с мобильных телефонов, то сейчас в руках сотрудников весь инструментарий — видеоконференции, месcенджеры, облачные хранилища...
А ведь кроме оперативной деятельности в компаниях есть собственные корпоративные университеты, программы по поддержке талантов, часто своя пресса. Все это сможет на одной платформе объединить метавселенная, в которой сотрудники будут совмещать работу в реальном и виртуальном пространстве.
Цифровизация — неизбежная, но вдумчивая
В современной жизни постоянные инновации стали неизбежностью. Новые инструменты делают повседневность простых людей, глобальных корпораций, малого бизнеса и государства проще и эффективней. Достаточно вспомнить, как много времени мы раньше тратили на действия, которые сейчас выполняются онлайн за пару секунд. Не забыты еще очереди в кассу, чтобы снять деньги со Сберкнижки, а уж сколько сил и нервов стоило поставить на учет новую машину. Бизнес перестал рассылать стопками документы в почтовых отделениях, потому что электронный документооборот используется уже почти повсеместно. И даже чиновникам необязательно ездить на все совещания, ведь есть видеосвязь.
Смогут ли метавселенные вписаться в свои ниши? Уже есть публично доступные прототипы, которые точно найдут свое применение в глобальном мире. В любом случае, запрос на объединение различных сервисов в одном месте есть, как и запрос на цифровизацию, которая экономит деньги и время, если проводится вдумчиво. Большие компании будут продолжать развивать самые передовые технологические разработки, со временем отсеивая те проекты, которые окажутся нежизнеспособными. А мы с вами будем использовать их разработки, делая свою жизнь насыщенной, интересной, удобной и разнообразной.
Смотрите также
Иммерсивный детектив «Рейвенскрофт»: не спектакль а целая жизнь
Новгородский театр драмы им. Ф.М. Достоевского готовится к премьере. И это не просто новая постановка, а премьера нового для нашего театра жанра — иммерсивного спектакля. О том, что это такое, к чему готовиться зрителям и почему такие спектакли становятся все более популярны мы поговорили с руководителями Московского драматического театра им. Сергея Есенина Ярославом Шевалдовым и Анной Сардановской.
Равный равному: как и зачем учиться в «Школе 21» 12
В Великом Новгороде в здании НТШ осенью откроется уникальный образовательный проект по подготовке специалистов в IT-отрасли «Школа 21». Здесь бесплатно все желающие получить знания и новую профессию в информационных технологиях смогут обучаться не только языкам программирования, но и навыкам работы в команде, построения коммуникаций и лидерства. О том, что делает школу уникальной и почему ее выпускники очень востребованы на рынке журналистам рассказал директор проекта, а ректор НовГУ и министр цифрового развития области пояснили, зачем боролись за появление такой школы в Великом Новгороде.
Помощник и молчаливый свидетель — не супергерой, но система «Безопасный город» 5
Современный город — большая и сложная система, напоминающая порой огромный живой организм. В идеале, всё в нем должно быть отстроено. Подобно вечному двигателю, город сам себя подпитывает и воспроизводит, а каждая шестеренка, каждая клеточка знает что и как ей делать. В такой системе, как и в любом организме, периодически возникают сбои — как ссадины появляются ямы на дорогах после долгой зимы, как маленькие царапины — прорывы труб, как головная боль — множество аварий из-за плохой погоды.
Комментарии