Это просто? Как поставить детский спектакль
Что такое современная детская сказка и как вовлечь маленьких зрителей в игру? Зачем на сцене флейта и как адаптировать старинные новгородские промыслы для зрителей XXI века? Чем, в конце концов, новогодний спектакль отличается от постоянного? Обо всем этом мы поговорили с режиссером-постановщиком Иваном Судаковым, который готовит для новгородских зрителей спектакль «Последний богатырь».
Современная сказка под Новый год
Приближается главный праздник в календаре — Новый год. В домах наряжают елки, развешивают гирлянды и продумывают меню. Дети ждут подарки, учат стихи, выбирают костюмы для праздничных мероприятий, которые вот-вот начнутся. А в театрах кипит работа — монтируют декорации, подгоняют костюмы, проводят репетиции. Ведь совсем скоро двери в сказку откроются для маленьких гостей и их родителей.
Каждый год режиссеры и актеры стремятся удивить публику новыми постановками. В этот раз предновогодней премьерой в Новгородском академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского будет спектакль «Последний богатырь» по пьесе Дмитрия Войдака «Богатырь Степан Ромашкин», причем готовит его театр совместно с филармонией. Поставил спектакль для нашей сцены московский режиссер и актер Иван Судаков, основатель собственного театра KTO studio, выпускник ГИТИСа, автор двух сборников прозы и стихов.
Не смотря на то, что история Степана Ромашкина — это детская сказка, интересное для себя в ней найдут и родители, а также бабушки и дедушки. Это не просто традиционная сказка, а все-таки современная ее интерпретация, где мир нечисти и богатырской силушки, классический путь героя и народные промыслы нанизаны на сюжеты, понятные современным детям, как, например, компьютерные игры.
Фото предоставлено Новгородским академическим театром драмы им. Ф. М. Достоевского
Главный герой — современный парень, который знает, что он богатырь, но не очень то этому рад. В череде испытаний, в борьбе со злом он находит в себе силу и побеждает всех своих врагов.
Казалось бы, причем здесь Новый год? Гостей ждут, конечно, и Дед Мороз со Снегурочкой. Кроме того, есть часть авторского текста, которая связывает историю богатыря с праздником. По окончании же каникул спектакль останется в постоянном репертуаре.
Тот факт, что спектакль предновогодний, накладывает дополнительные хлопоты на театр, потому что детей нужно сопроводить, актерам нужно сыграть несколько спектаклей в день, надевать костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Всей команде приходится очень много работать. А вот с точки зрения режиссуры и подготовки особой разницы, как оказалось, нет.
Детские книги читать, детские думы лелеять
По словам режиссера, работа для детей — всегда возможность похулиганить.
— Я бы сказал, что одна из задач театра — это рассказывать историю. Если спектакль и театр не справляются с этой самой очевидной задачей, то есть вопросы к ним. Уже дальше идут все эти авторские точки зрения. По факту, что такое театр, если это не игра в предлагаемых обстоятельствах, как говорил Константин Сергеевич (Станиславский, прим. ред.), — рассуждает Иван Судаков. — Дети к играм подключаются быстрее, чем взрослые. Если на абсолютно пустую сцену выходит человек и говорит, что он Гамлет, дети думают: «Ну да». А взрослым нужно объяснить почему.
Иван Судаков
Дети становятся сообщниками автора, режиссера и актеров на сцене, они проживают спектакль вместе с его героями, ведь основная суть детства — это и есть игра.
— Ставить детские спектакли — это ни тяжелее, ни легче. В каком-то смысле это другое. Взрослые спектакли — это конфликт, который нужно разбирать. В детских же каждую секунду нужно спрашивать себя: «Это просто?». Потому что ты начинаешь придумывать своими взрослыми мозгами взрослые шутки. В этот момент надо отключить эти свои взрослые мозги и «детские книги читать, детские думы лелеять» (Мандельштам, прим. ред.). Хорошие детские спектакли (те, которые я видел) сделаны большими детскими глазами почемучек. Тогда выходит весело и задорно, тогда спектакль получает отклик у юного зрителя, — подчеркивает режиссер.
А для того, чтобы еще больше втянуть юных зрителей в постановку «Последнего богатыря», для них приготовили интерактив. Ребята сами будут выбирать, какой дорогой пойдет Степан Ромашкин.
Современный художник и новгородские промыслы
И все же, визуальная составляющая — чуть ли не главная в детском спектакле. Режиссер, задумавший историю для детей, должен очень плотно работать с художником, ведь юные зрители воспринимают мир глазами. Сверкающая, красивая сказка с волшебными костюмами и прекрасными декорациями на сцене — с большой долей вероятности именно такие воспоминания унесет ребенок с собой после спектакля.
В истории Степана Ромашкина есть классическая сцена с камнем и тремя дорогами. «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя и коня потеряешь». Каждая из этих дорог — это отдельный мир, созданный в стилистике новгородских народных промыслов — солецкой игрушки, крестецкой строчки и бересты. Художник из Москвы Катерина Масютина сделала практически целую коллекцию моделей одежды на основе традиционных промыслов, вдохновленную локальной идентичностью Новгородской земли. Эти костюмы, как и сам спектакль, одной ногой в прошлом, а другой — в будущем.
Фото предоставлено Новгородским академическим театром драмы им. Ф. М. Достоевского
Флейта на сцене
Зрители отвыкли от живой музыки в спектаклях, а ведь раньше она была неотъемлемой частью театра.
— Я ставлю ушами. Если я прочитал текст, пьесу или что-то другое, и подумал, что когда-нибудь в каком-нибудь театре или у себя в КТО studio я это буду это делать, я собираю себе плей-лист, — рассказывает Иван Судаков. — В театре мы занимаемся... Умными словами это называется «монтаж аттракционов», а проще говоря, череды ощущений. Люди привыкли к музыке в проигрывателе из динамика, которую подбирает режиссер. Есть спектакли, в которых режиссер сознательно выводит музыку на первый план. А когда ты работаешь с живой музыкой, это позволяет тебе, опять же, хулиганить. Проще говоря, у тебя еще четыре актера на сцене и ты можешь с ними работать — комбинация флейты и ударных дает один эффект, когда звучит только флейта, эффект получается другой. Живая музыка позволяет дать зрителям новые впечатления.
В постановке спектакля «Последний богатырь» задействованы музыканты камерного оркестра Новгородской филармонии. Для зрителей прозвучат произведения Мусоргского, Свиридова, Глинки и народные песни.
В чем особенность работы с живым звуком? По словам режиссера, появляется возможность менять настроение, исполняя одно и то же произведение по-разному. Актеры и музыканты начинают взаимодействовать друг с другом, и на сцене происходит особая «химия».
я тот режиссер, который доверяет актерам хулиганить
Театр — это командная работа. По словам Ивана Судакова, есть две главные ошибки, которые часто встречаются и в московских, и в региональных труппах. Первая случается, если режиссер просто использует актеров, как «гвозди», как инструменты, не думая об их личностях. Вторая заключается в отсутствии синхронизации действующих лиц на сцене. Актеры при такой игре просто выходят и говорят свои реплики, почти явно скучая в перерывах между ними. Как бы ни были хороши актеры, при таких подходах не получится рассказать общую историю и создать те самые впечатления, за которыми пришел к ним зритель.
Решение только в командной работе: от монтировщика, художника по свету, до режиссера и директора — когда все вместе хотят нести светлое, доброе и вечное современному человеку, что то поменять в сознании своих зрителей. Тогда получается настоящая магия театра.
Смотрите также
Метавселенная — это мир будущего, в котором виртуальная и физическая реальность соединяются а одно неотделимо от другого? Или это удобная и безопасная платформа для учебы и работы в корпоративном мире, где просто собраны в одном месте необходимые сервисы? Нишевой продукт для крупных корпораций и киберспорта или будущее интернета, которое изменит наш образ жизни? Как много вопросов, сомнений, а порой и страхов — попробуем разобраться.
Иммерсивный детектив «Рейвенскрофт»: не спектакль а целая жизнь
Новгородский театр драмы им. Ф.М. Достоевского готовится к премьере. И это не просто новая постановка, а премьера нового для нашего театра жанра — иммерсивного спектакля. О том, что это такое, к чему готовиться зрителям и почему такие спектакли становятся все более популярны мы поговорили с руководителями Московского драматического театра им. Сергея Есенина Ярославом Шевалдовым и Анной Сардановской.
Равный равному: как и зачем учиться в «Школе 21» 12
В Великом Новгороде в здании НТШ осенью откроется уникальный образовательный проект по подготовке специалистов в IT-отрасли «Школа 21». Здесь бесплатно все желающие получить знания и новую профессию в информационных технологиях смогут обучаться не только языкам программирования, но и навыкам работы в команде, построения коммуникаций и лидерства. О том, что делает школу уникальной и почему ее выпускники очень востребованы на рынке журналистам рассказал директор проекта, а ректор НовГУ и министр цифрового развития области пояснили, зачем боролись за появление такой школы в Великом Новгороде.