Как защитить себя от мошенников в праздники: советы эксперта
Декабрь — горячее время для любого новгородца: конец года на работе, покупки подарков и продуктов на праздничный стол, поездки к родным и друзьям. А еще в новогодний период хочется верить в чудо. Именно поэтому период предпраздничной суеты и январских выходных – идеальное время для злоумышленников. Как не омрачить радость праздников и не потерять сбережения, обсудили с Николаем Бетелевым, директором МТС в Новгородской области.
— Только за ноябрь 2025 года сотрудники органов внутренних дел Новгородской области зарегистрировали 30 случаев дистанционного мошенничества. Общий ущерб превысил 23 млн рублей. Чаще всего в ноябре мошенники при звонке указывали новгородцам на необходимость продлить срок действия договора с сотовым оператором. Николай, есть ли действительно необходимость продлевать договор на услуги связи?
Договор с мобильным оператором, как правило, бессрочный. И если вам звонят и говорят о продлении, смело кладите трубку. Сотрудники оператора могут звонить только с информацией о том, что вам нужно актуализировать данные, а также чтобы рассказать о риске блокировки номера. Однако оператор никогда не будет просить коды из SMS или просить продиктовать сами персональные данные. Получили такой звонок, переживаете, сомневаетесь? Положите трубку, найдите телефон контактного центра оператора и позвоните сами.
Или обратитесь в ближайший офис обслуживания. Даже если ваши данные требуют актуализации, вы из надёжного источника узнаете, что делать. Кстати, для абонентов МТС инструкция по актуализации данных находится по ссылке.
Николай Бетелев, директор МТС в Новгородской области— Схемы мошенников становятся все хитрее. По всей стране уже замечена новая практика: злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников социальной защиты и предлагают оформить несуществующие «зимние» скидки на оплату ЖКХ. Также сообщают о якобы «подарках» и «посылках», или «новогодних выигрышах», требуют назвать код.
Да, праздничная суета — идеальная среда для аферистов. А жертвами телефонных мошенников, как правило, становятся очень занятые, или очень добрые, отзывчивые люди. Мошенники активно играют на эмоциях, ностальгии и доверии. И сейчас мы видим несколько опасных трендов.
Во-первых, это фишинговые рассылки с «фотографиями» и «открытками». Мошенники присылают сообщения от лица знакомых или поздравления в мессенджерах. Вместо картинки — вредоносная ссылка или файл, якобы на упоминаемое фото, а на самом деле через ссылку преступники могут установить на устройство файл, который крадет банковские данные и SMS. Особенно опасны файлы с расширением .apk, их маскируют под архивы фото.
Во-вторых, телефонное мошенничество становится более изощренным. Каждый пятый мошеннический звонок сегодня — часть многоступенчатой схемы. Сначала вам могут позвонить якобы из социальной защиты, предложить «зимнюю скидку» на ЖКУ, а затем переключить на «банковского сотрудника» для «идентификации». Цель завладеть одноразовыми кодами из SMS. Активность таких схем резко возрастает во второй половине дня.
— Звучит сурово. Как с этим потоком борются в МТС?
Главная технологическая линия обороны — это сервис «Защитник». Постоянно развиваем его, и в основе сейчас лежат сложные модели искусственного интеллекта. Система анализирует в реальном времени более 200 признаков номера и 1000 параметров самого звонка по базе данных, в которой хранятся скомпрометированные номера. Если номер не вызвал подозрений, звонок поступит абоненту. Опасный звонок сервис заблокирует, возможному преступнику ответит голосовой помощник, запишет разговор, а затем предоставит вам расшифровку.
Если человек все же ответил на звонок обманщика, то «Защитник» предупредит вас об этом прямо во время разговора, отправив голосовое сообщение со словами «Внимание! Возможно, с вами разговаривает мошенник». Эта функция называется «Безопасный звонок». Не менее полезным я считаю также сервис «Защитник для своих». Если близкий, ребенок или пожилой родственник, говорит с возможным мошенником — защитник пришлет вам уведомление.
Для тех, кто все же попался на уловки мошенников, опция «Страхование от мошенников» поможет вернуть до 1,5 миллионов рублей. Все эти сервисы доступны в «Защитник +», который можно подключить только для себя или для семьи. Вместе с вами им смогут пользоваться ещё три человека.
Однако важно помнить, что ни одна автоматическая система не дает 100% гарантии, поэтому личная бдительность — главный щит. Система безопасного звонка выявляет большинство мошенников уже в первые секунды разговора, но окончательное решение о продолжении диалога остается за пользователем.
— В федеральных и региональных СМИ ежедневно появляется информация о том, что нужно быть бдительными. Как вы считаете, почему многие продолжают попадаться на уловки?
Задача злоумышленника — попытаться ввести жертву в состояние шока, в этом случае ею очень легко манипулировать. Например, мошенники сообщают, что с вашим близким человеком беда, что вы должны огромную сумму, что ваши сбережения в опасности. У человека срабатывают защитные механизмы, и он начинает выполнять команды преступников. Это схема рассчитана именно на бессознательные страхи.
Самое верное решение — бросить трубку, никак не реагировать, не вступать в эту связь. Если разговор все же состоялся, лучшее, что можно сделать — успокоиться с помощью дыхательной техники: вдох на четыре счета, задержка на четыре счета, выдох на четыре, задержка на четыре... Или выпить стакан воды, выполнить легкие физупражнения.
— Какие практические советы можем дать читателям, чтобы была возможность обезопасить себя, детей и пожилых родственников?
Есть простые правила, которые значительно снижают риски:
● Регулярно обновляйте операционную систему и приложения на смартфонах. Используйте надёжные пароли и не пренебрегайте двухфакторной аутентификацией, где это возможно. Желательно установить антивирус или приложения защиты.
● Создайте кодовое слово в семье. Договоритесь с близкими, особенно с пожилыми родителями, о секретном слове. Если кто-то звонит от вашего имени с просьбой о деньгах, ваш родственник должен спросить это слово. Это простой и эффективный способ выявить мошенников, особенно в случае, когда они подделывают голос или видео в мессенджерах.
● Не спешите. Любая просьба о срочном переводе денег под предлогом проблем, аварий или штрафов – почти всегда признак мошенничества. Прервите разговор, положите трубку и обязательно перезвоните близкому человеку на его известный вам номер, чтобы перепроверить информацию.
● Проводите ликбез. Потратьте 15 минут, чтобы объяснить детям, родителям или бабушкам с дедушками базовые правила: не нажимать на ссылки в подозрительных SMS, не устанавливать приложения по просьбе «службы безопасности», не бояться класть трубку.
● Старайтесь не пользоваться публичным Wi-Fi при проведении банковских операций или совершении покупок.
— Спасибо, будет полезно. Что вы пожелаете новгородцам напоследок?
Праздники — время радости и спокойствия. Не позволяйте мошенникам его омрачить. Будьте внимательны к неожиданным звонкам и сообщениям. Проявите заботу — предупредите своих близких об этих простых правилах.
Пусть Новый год приносит только хорошие новости. С наступающим!
Автор: