«На грани жизни»: репортаж о работе Новгородского авиаклуба

Комментариев: 1
+20
Нет фотографии Автор: glavvred
14 августа 2011 года, 21:31

На одной из древних улочек Новгорода, среди шикарнейших коттеджей, затерялось неприметное желтое здание. Днем и вечером сюда спешат молодые и не очень люди, чтобы научиться преодолевать себя, стать смелее, побороть страхи. Здесь учат прыгать с парашютом.

В советские годы обучение занимало три месяца. Сейчас процесс упростился (он длится от одного до нескольких дней) — и поток желающих увеличился. Каждый год несколько сотен новгородцев, учеников областного авиационно-спортивного клуба, впервые прыгают с парашютом.

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ

Кристина из батецкого патриотического клуба «Беркут» прыгает уже второй раз, но все равно боится. «Я очень переживаю, чтобы все прошло хорошо, — волнуется девушка. — Главное: на кусты не приземлиться, как в прошлый раз. И выбираться будет сложнее, да и инструктору хочется показать, что я могу все сделать без ошибок».

Всем новичкам преподают теорию. «Десять тысяч пятьсот один, десять тысяч пятьсот два, десять тысяч пятьсот три…». Цифры, которые нужно отсчитывать после отделения от борта самолета, помнят все, кто прыгал хотя бы раз. «Кольцо — есть кольцо; купол — есть купол; вытащить чекующий шнур…». Эти фразы, описывающие последовательность действий в воздухе, заставляют учить наизусть. В небе может произойти все, что угодно: ты можешь растеряться, испугаться, занервничать. Только проговаривание вслух повторенных сотни раз фраз поможет выйти из ступора и сделать все так, как нужно.

После теории ученики, надев учебное оборудование, во дворе клуба отрабатывают отделение от борта. Тут же, с высокой конструкции, тренируются грамотно приземляться. В помещении их учат, как вести себя в небе: за какие стропы тянуть, за какие лямки держаться, как уходить от препятствия и раскрывать запаску и т.д. Также показывают, как собирать парашют после приземления. «Нужно его сложить в сумку и укрепить за плечи, — советует инструктор. — В руках вы все это не дотащите: не хватит сил. И так вы с поля на базу вернетесь все мокрые, как после бани».

На втором этаже, рядом с классом для обучения, на кабинете висит табличка: «Инструктора АСК». Но на деле инструктор только один. Виктор Корунов в профессии с 96-го года. Вспоминает, как пришел в клуб 12-летним пацаненком, да так и остался, навсегда: «Мы наполнялись хорошими, сильными вещами. Росли в техническом плане, учились дружбе, собранности, целеустремленности, мужеству». С тех пор с мыслями о небе Виктор не расставался. Сейчас на его счету более 1000 прыжков. Через него прошли более 2000 учеников. Занятия и новые ученики — почти ежедневно. Подготовка начинается вечером и может растянуться до ночи. «Владимирович, кончай ты это дело. Пошли торт с нами есть», — коллеги зовут отмечать день рождения. «Да ну, разве ж можно», — тихо разводит руками Виктор. Сейчас у него в классе сидят девять школьников. Приехали они из сельской местности и сегодня уже уезжают. На подготовку — один день. И инструктор очень переживает, чтобы ребята хорошо все усвоили. Поэтому занимаются до темна.

Казалось бы, за столько лет даже самое романтическое занятие должно превратиться в обыденность, повседневность. Но это не так. «Ни один прыжок не повторяется никогда, — говорит Виктор и, не переставая, продолжает передавать свой опыт молодому поколению. — Очень важно подготовить смену». Вот он и готовит. Но бывают и исключения. За время работы в клубе он привез на землю только 20 мужиков и 1 девушку: это те, кто в самолете отказались прыгать. Девчонки, к слову, на поверку оказываются мужественнее. Да и среди желающих прыгнуть их всегда было значительно больше, чем парней, и только в последние годы это соотношение выровнялось. 

КРАСОТА И ТИШИНА

— Вы учите прыгать с парашютом. Или это что-то большее? — спрашиваю я после завершения всех занятий, и уже подразумевая ответ.

— Конечно, это глубже, чем просто спортподготовка. Один из старейших летчиков клуба Сергей Иванов сказал бы сейчас только одно слово: «красота». Оно очень емкое. Если разобраться, а что мы там ищем, в небе? Это глубокое чувство восприятия происходящего, ощущение жизни, ощущение того, что мы живы, живем. Да, в чем-то это преодоление себя, уходит негатив, растворяются страхи. Происходит внутреннее наполнение, активация всех сил организма. Человек становится смелее, чувствует, что в нем есть силы сделать что-то большее. Так что это выходит за рамки «Я прыгнул». Красота! Вот ее я хочу показать. И еще тишина. Тишина там такая, не передать словами. Только ты наедине с собой, и небо. В такой внутренней тишине и рождается подлинная сила, мужество.

О необыкновенной тишине говорят все, кто прыгал. И вот настает и мой черед узнать это. АН-2 бодро поднимает нас в небо. Вспоминается, как рассказывали: 5 метров в секунду — это предельно возможный ветер, при котором совершаются прыжки, иначе высока вероятность протаскивания. Сейчас как раз такой ветер. Напряжение нарастает. Самолет тем временем набирает нужную высоту в 900 метров. В иллюминаторе — поля, дороги, озера. Высоко, становится жутко. Сердце бешено колотится и так и норовит выпрыгнуть из груди. Когда впереди идущих после отделения сносит бешеной скорости поток от винта, мысли отключаются напрочь. Прыжок. И тишина!!! Действительно, секундная пронзительная настораживающая тишина. Это раскрылся купол. Потом полет 2,5-3 минуты, приземление, укладка парашюта и долгое возвращение на базу по траве высотой с твой рост. И как будто томительного ожидания, страха, сумбура в голове и не было вовсе.

На базе аэродрома Борки тем временем более опытные воспитанники клуба завершают приготовления. Всего в клубе было подготовлено 23 мастера и 27 кандидатов в мастера спорта, сотни парашютистов-разрядников.

БЕЗ ДЕНЕГ НИКУДА

История Новгородского авиационно-спортивного клуба имени Героя Советского Союза И.А. Каберова началась в 1936 году, однако в архивах можно найти и более ранние упоминания. Это один из старейших клубов ДОСААФ России. Он многое поведал на своем веку: и славные советские времена, когда все клубы хорошо финансировались; и тяжелые 90-е, когда все было заморожено, самолеты и вертолеты не летали, а многие российские клубы просто погибли. На грани был и новгородский клуб. Были миллионные долги, отключали свет за неуплату, и занятия велись только на выходных, пока светло.

В 2000-х ситуация начала выправляться, клуб потихоньку встает с колен. Сейчас новгородский аэроклуб — единственный в области и один из лучших клубов ДОСААФ России. Но все держится на энтузиазме. В парашютном звене клуба в штате числится тольк два человека. Больше, вероятно, клуб позвонить себе не может. Ведь потратить можно ровно столько, сколько заработаешь. С тех пор как все переведено на денежную основу и финансовой поддержки совсем не стало, без денег никуда. Заработать можно платными прыжками и авиационными работами. Но и на содержание клуба нужны огромные средства. «Работаем как ортодоксы, — вздыхает Виктор Корунов. — Добыть, достать… Об этом только и думаешь».

Виктор в клубе почти каждый день до поздна. Он, что называется, женат на работе. Хотя помимо авиационного спорта увлечений у него масса. Музыка, йога, психология, квантовая физика, биохимия, математика…  В свои 52 он в отличной физической форме и выглядит моложе своих лет. Несмотря на педагогическое образование (история, английский язык), решил отдать себя спорту. В 22 года уже был разрядником по 15 видам спорта, потом перешел на тренерскую работу. На вопросы о семье, не ревнуют ли его близкие к работе, отвечает неохотно. Наверное, это можно понять. С утра до ночи на работе, оклад 4,5 тысячи плюс какие-то подработки, постоянные траты на технику, а ведь современный парашют стоит, как автомобиль (100-150 тысяч рублей)… «Слава богу, дети уже выросли», — коротко замечает Виктор. Сейчас он воспитывает тех, кто приходит к нему на занятия. 

В свободное от занятий время Виктор проверяет укладку парашютов, работает в мастерской: надо проверить и настроить страхующие приборы, и для основного парашюта, и для запасного. Выставить правильно давление, проверить срабатывание механизма. «Это еще хорошо, нам один умелец барокамеру сделал, а так где бы мы все это проверяли», — задаются вопросом в клубе. А один такой прибор стоит 32 тысячи рублей. Что касается оборудования, то многое осталось из старых запасов, когда все поставлялось централизованно. А иначе совсем беда. Раньше и парашютами снабжали, и топливо выдавали, а теперь некоторые влеты приходится отменять: то масло закончилось, то еще какая неполадка. Поэтому любым новым поступлениям тут рады вдвойне. Недавно в парке клуба появился самолет Як-18Т, которому летчики и парашютисты не перестают радоваться и ласково называют его «тэшкой». На АН-2 и «тэшку» — большие надежды. Если они перестанут подниматься в воздух, то авиации в Новгороде не станет совсем.

НАДЕЖДА

Ну а пока клуб, к счастью, жив. Конечно, нужно сделать ремонт: полы совсем прохудились, штукатурка отстает, стулья того и гляди развалятся. Неплохо бы прикупить новое оборудование, нужны и помощники… В клубе не оставляют надежды на возрождение и уповают на помощь властей.

А пока работа в нем идет своим чередом. Наш знакомый инструктор продолжает свои каждодневные уроки, а число людей, влюбленных в небо, растет. «Парашютный прыжок — это великое дело, — говорит ветеран-десантник Николай Гладков. — На это действие решаются действительно отважные люди. Это самые мужественные, смелые люди, которые любят рисковать, которые любят небо, настоящие мужчины».

Смотрите также

Легко ли быть ветврачом?

В детстве мы все мечтали о замечательных профессиях: стать космонавтом или балериной. И почти все без исключения хотели лечить животных. Вот только ветеринарными врачами стали единицы. Мы провели один день на ветстанции, чтобы понять, легко ли быть ветврачом, и где в этой работе заканчивается романтика и начинается рутина.

Памяти Александра Бирюкова: одно из последних его интервью (1)

В субботу, 6 августа, на 44 году жизни скоропостижно скончался известный новгородский журналист, бессменный руководитель и ведущий программы «Патриот» на Новгородском областном телевидении, военный корреспондент Александр Бирюков.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки