Тарту очень интересный город, если его рассматривать как параллельную реальность Новгорода. Еще 25 лет назад Тарту и Великий Новгород были практически клонами. Но сегодня, Тарту, это город сбывшихся прожектов новгородских властей и общественности.
Тарту очень похож на Новгород и возрастом, и масштабом, и политической значимостью. У меня даже проскакивала мысль составить табличку, но вордпресс с ними не очень дружит.
Но сначала отвлеченное впечатление.
Ратушная площадь Тарту. Эстония.
Центральная часть Тарту — конфетка для туристов. Маленькая, но очень вкусная. Это пожалуй одна из немногих позиций по которым Новгород уделывает Тарту. Чтобы посмотреть Тарту и почувствовать его атмосферу нужно всего несколько часов. В Новгороде придется провести хотя-бы день-два. Мы провели в Тарту около 4 часов и уже не знали куда себя деть.
Ратушная площадь. Ратуша. Тарту.
Жизнь на ратушной площади создают традиционные, для европейских городов, уличные кафе. Для меня до сих пор загадка, почему у нас вместо милых уличных кафе получаются какие-то адские шалманы.
Река Эмайыги и публичная библиотека Тарту.
Шаг влево, шаг вправо, и ничего интересного. Единственное что бросается в глаза, то как финны внедряют свои принципы организации небольших городов. Эстония стала настолько похожа не Финляндию, что иногда можно забыться…пока не приедешь в какой-нибудь спальный район.
Река Эмайыги (русск. Омовжа; латыш. M?tra) истекает из озера Пюхаярв (рядом с Отепя, о нем я расскажу чуть позже) и впадает в Чудское озеро. Правда, на пол пути река впадает в крупнейшее озеро Эстонии - Выртсъярв. Часть реки до озера называется Вяйке-Эмайыги, после — Суур-Эмайыги. Это очень условно одна и та же река.
Река Эмайыги. Слева, общественное здание типично советского внешнего вида — ночной клуб.
Ратуша. Ратушная площадь. Вид с домской горки.
Правильная крышка люка.
Уличная пепельница.
Дорожные столбики. А нас, почему то, предпочитают убогие желтые полусферы.
Стеклофото. Схема движения по кольцу. Тартуская объездная.
А вот так нужно продавать землю. Сначала улицы, тротуары, коммуникации, потом — продажа.
А теперь сравнение :)
- Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год.
- В 1030 году на берегу реки Омовжи отряд Ярослава Мудрого заложил город Юрьев (ныне Тарту).
- Население Великого Новгорода — 220 тыс. человек
- Население Тарту — 95 тыс. человек. С учетом компактности и мобильности я бы сюда приписал население всего уезда, а это примерно 150 тыс. человек.
- В Тарту есть Тартуский университет с 17 тыс. студентов. Единственный университет в странах Балтии, вошедший в число 3% лучших университетов мира.
- В Великом Новгороде тоже есть университет, с ~10 тыс. студентов (официальной информации не нашел). Он правда никуда не вошел и был основан на 350 лет позже.
- В Тарту есть аквапарк.
- В Великом Новгороде аквапарк стал притчей во языцех.
- В Тарту есть аэропорт. Бывшая военная база.
- В Великом Новгороде есть бывшая военная база. А вот с аэропортом как-то не срастается.
- Тарту — главный туристический центр южной Эстонии. Главная площадь набита туристами с разных стран мира.
- Великий Новгород — лоу-кост туристическое направление выходного дня для непритязательных жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
- В Тарту hotels.com находит 12 гостиниц со средней ценой 3000 руб/ночь, от 2 до 4 звезд.
- В Великом Новгороде hotels.com находит одну гостиницу с ценой от 5700 руб за номер.
- В Тарту booking.com находит 36 гостиниц с ценой от 800 руб.
- В Великом Новгороде booking.com находит 12 гостиниц с ценой от 1200 руб (включая «Apartments on Zavokzalnaya» :) )
- В любом кафе в центре города есть сотрудник говорящий на эстонском, русском и английском.
- Если повезет, то где-то смогут изъясниться на английском.
- В Тарту 4 автомобильных и два пешеходных моста. В часы пик бывают пробки.
- В Великом Новгороде 2 автомобильных моста и один пешеходный. В часы пик случается и без пробок.
- В 40 км. от Тарту есть лыжный курорт Отепя. Да не только лыжный, вообще курортный центр.
- В 150 км. от Великого Новгорода есть Валдай и Старая Русса. Там красиво, но это нифига не курорт.
- В Тарту есть сеть велодорожек, которая вписана в сеть велосипедных маршрутов страны.
- В Великом Новгороде есть несколько улиц с велодорожками, никак не связанными между собой.
- В Тарту порядок с парковками. Город не захламлен брошенными автомобилями. В центре парковки платные.
- В Великом Новгороде парковочная анархия.
- В Тарту рождаемость превышет смертность.
- В Великом Новгороде…наверное это уже не совсем относится к сравнению городов.
- В Тарту можно приехать по хорошей дороге на комфортабельном автобусе по расписанию. Автобус ходит каждые 30 минут, стоит 10 евро и идет 2.5 часа.
- В Великий Новгород можно приехать по «дороге смерти» М10 на автобусе (тут как повезет) или на неудобной маршрутке. Ходят по разному, с разных мест, стоят от 250 руб. и время в пути от 2.5 часов до … ну как повезет.
- В Тарту можно приехать на обыкновенном латышском дизель-поезде. 200 км за ~2 часа и 10-13 евро. Поезда ходят 5 раз в день.
- В Великий Новгород можно приехать на скоростной »Ласточке». 180 км за ~3 часа и 320-400 руб. и ночным поездом из Москвы (не каждый день).
- В Тарту можно прилететь на самолете.
- В Великий Новгород можно прилететь на самолете, но от аэропорта еще 180 км до города (см. про автобусы).
Дальше можете продолжить сами.
Еще раз, сравниваются города 25 лет назад стартовавшие с почти одинаковых позиций.
Смотрите также
Два часа в инвалидной коляске (8)
Объективно. Я, как человек не имеющий опыта и сноровки в управлении инвалидной коляской смог передвигаться по центру города и смог попасть в самые нужные заведения и магазины. Да, многое недоступно, но и делать в таких местах нечего (да я на своих двух в такие магазины и кафе обычно не захожу).
У главного кампуса НовГУ ("политех") всегда непросто с парковками. Но есть три особых недели в году - сессия заочников (вторая половина января). В эти дни нормально оставить машину можно только если приехать к 8 утра. Проблема старая, бурления продолжаются уже много лет, но воз и ныне там.
Новгород.Ру требуются свежие головы (14)
На прошлой неделе Новгород.Ру установил очередные абсолютные рекорды посещаемости. Мы не справляемся и не успеваем оправдывать надежды наших читателей :)
Платная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург (М11) (10)
Платная скоростная автомобильная дорога М11 Москва — Санкт-Петербург в основном будет проходить параллельно существующей М10 «Россия» и пересекать ее на 58 км., 149 км., 257 км. (после Торжка), 331 км. (после Вышнего Волочка) и 545 км. (в районе деревни Мясной Бор). Это позволит переключать движение транспортных потоков с М10 на М11 и обратно.
Почему в Сапсан летят камни? (8)
Посмотрите на это фото. Это закрытый переезд – ул. Державина в городе Чудово. Закрыли его около 30 лет назад, когда готовили Октябрьскую магистраль к пуску скоростного поезда ЭР200. Улица потеряла свое значение и сейчас тут регулируемый пешеходный переход. Я был там два раза по 1.5 часа, и он все это время горел красным.