Честно говоря, не ожидал такого большого ажиотажа вокруг железнодорожного моста через речку Ярынья. Сегодня я хочу привлечь ваше внимание еще к одному мосту, он старее и в гораздо худшем состоянии, при том, что находится прямо на въезде в Новгород.
Речь идет о каменном мосте через реку Виточка, между деревнями Трубичино и Витка. Каждый из нас проезжал мимо него десятки, сотни, а может быть, и тысячи раз, но при этом даже не видел этого моста. Так произошло из-за того что, рядом с ним построили новый мост, который выше старого и при этом расположен вплотную к нему.
На федеральных дорогах России каменных мостов осталось менее 50. Мост интересен тем, что он является последним мостом в России, построенным (примерно в 1897 г.) по первому типовому проекту с использованием эллипсоидных сводов. Это единственный на дорожной сети трехпролетный (3×8,6 м) мост. В 1995 году мост через официально стал объектом культурного и исторического наследия (указ Президента РФ от 20.02.95 N 176).
Мне кажется что именно этот мост мог бы стать туристическими воротами города. На берегу реки Виточка, с видом на мост и храм Покрова Пресвятой Богородицы (1786 года) должна располагаться информационная площадка для туристов. Сейчас же она расположена под забором и проводами троллейбусного парка.
Если отреставрировать мост и благоустроить прилегающую территорию между мостом, рекой и храмом, то вышла бы великолепная придорожная зона отдыха.
Состояние моста
Сейчас мост в очень плохом состоянии. Стенки промежуточных опор сильно разрушены и разрушение продолжается. При строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета, из-за этого вся вода проходит только через центральный пролет активно разрушая промежуточные опоры. Дефекты в швах кладки, имевшие медленное развитие в течение многих десятилетий, привели за эти годы к ситуации, которая может привести к обрушению моста. На опоры страшно смотреть.
Хорошо видно, как при строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета.
Разрушение стенок промежуточных опор.
В 2004 году федеральное агентство Министерства транспорта Российской Федерации выпустило документ документ "Каменные мосты России", в котором подробно описывались проблемы моста и действия необходимые для его сохранения.
Детали можно рассмотреть на панораме высокого разрешения.
Я не отношусть к людям, которые считают, что автомагистраль в восмистах метрах будет мешать остаткам фундамента бывшей усадьбы, но то что произошло с этим мостом, не иначе как варварством назвать нельзя. Я не призываю снести новый мост, его только в прошлом году отремонтировали. На дворе 21 век, и сейчас существует огромное количество материалов, способных укрепить промежуточные опоры без освобождения крайних. Это дело техники.
Немного истории
В 1786 году распоряжением Екатерины II была создана «комиссия о строении дорог в государстве», которая занималась благоустройством шоссейных дорог. Естественно, что главным объектом её деятельности стало шоссе между Петербургом и Москвой. Его пересекало множество рек и речушек, через которые были перекинуты деревянные мосты, требовавшие постоянного ремонта.
Было решено начать строительство каменных мостов по типовым проектам, тогда их называли «образцовыми». Инженеры разработали целую серию «образцовых» проектов мостов в один, два и три пролёта. Типовые проекты просто «привязывали» к условиям местности.
По типовым проектам были построены сотни мостов. Такого прогрессивного метода строительства в XVIII веке не знала ни одна страна. Но со временем большая часть мостов была разрушена, особенно во время Великой Отечественной войны. Да и потом об их исторической ценности не задумывались. Дороги расширялись, требования к конструкциям менялись, и мосты просто разбирали. Наш мост - один из последних.
Ссылки по теме
- "Незаслуженно забытый";
- Каменные мосты России. Федеральное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.
Смотрите также
Мост через реку Ярынья и линия Валдай - Крестцы (6)
Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.
Псков — Санкт-Петербург. Возобновление регулярного авиасообщения. (21)
В этот четверг, 1 августа, авиакомпания «Псковавиа» выполнила первый регулярный рейс по маршруту Псков — Санкт-Петербург. Узнав об этом знаковом событии мы купили билеты и выдвинулись в Псков.
Платная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург. Участок от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга. (4)
7 и 8 этапы строительства платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, это самый востребованный новгородцами участок. Участок начинается между деревнями Тютицы и Мясной Бор, а заканчивается прямо на развязке КАД и Пулковского шоссе.
Про перенос вокзала в Великом Новгороде (27)
Идея с переносом вокзала куда-нибудь на окраину города всплывает достаточно регулярно. Первым эту идею стал продвигать Виктор Александров, в те времена директор единственного в городе таксопарка.
Про парки Великого Новгорода (13)
Мало кто оспорит утверждение о том что два парка на 215 тыс. жителей Великого Новгорода, мягко говоря, маловато. Ситуация настолько плачевна, что в городских парках просто опасно находится с маленьким ребенком. Его там или задавят или затопчут. Кремлевский парк сегодня — это месиво из пешеходов, велосипедистов, роллеров, колясок и самокатов.
Тарту vs. Великий Новгород (13)
Тарту очень интересный город, если его рассматривать как параллельную реальность Новгорода. Еще 25 лет назад Тарту и Великий Новгород были практически клонами. Но сегодня, Тарту, это город сбывшихся прожектов новгородских властей и общественности.