Комментариев: 1
00
Нет фотографии Автор: glavvred
5 декабря 2013 года, 16:29

О том, чем живет сейчас Парфинский район, кто поставляет биотуалеты во всю Россию и каминные дрова в Скандинавию, почему местные жители не хотят работать и каких инвесторов ждут власти — читайте в репортаже на «Новгород.ру».

В Парфинском районе Новгородской области проживает 14 тысяч человек. За последние пять лет население сократилось почти на 1,5 тысячи. При чем пенсионеров стало больше, а молодежи и людей трудоспособного возраста — меньше. Кадры — основная проблема на селе. Многие пьют, другие уезжают на заработки в соседние районы, где платят больше, а третьи просто не хотят работать. Местный бизнес вынужден постоянно решать одну и ту же задачу — где взять работников.

ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНОПРЕДПРИЯТИЯ

К слову, бизнес в районе не отличается разнообразием и многочисленностью. Подавляющее большинство жителей райцентра работают на Парфинском фанерном предприятии (ПФК). В 2011 году поселок даже получил статус моногорода. Кризис 2008 года остановил производство на этом градообразующем предприятии, и власти тогда искали пути выхода. Статус моногорода позволил получить средства из федерального и областного бюджетов в виде грантов, которые пошли на появление новых предприятий малого и среднего бизнеса, ведь людям просто негде было работать. С завода были уволены около 1500 человек.

В 2010 году на ПФК появился новый собственник. У ООО «Илим Тимбер Индастри» были широкомасштабные планы: и производство квадратной и большеформатной фанеры, и организация лесопильного производства, и домостроение, и выпуск пеллет (древесных топливных гранул) и садово-огородного инвентаря. Но как-то не срослось. И вот сейчас «фанерка» в очередной раз переходит в новые руки.

Образовано ООО «Парфинский фанерный комбинат». Активы выкупил кировский «Красный якорь». Фанерный комбинат в городе Слободском Кировской области является крупнейшим предприятием лесоперерабатывающей промышленности в регионе. Продукция поставляется в 35 стран мира, в 2009 году завод победил в конкурсе Министерства промышленности и торговли РФ, в номинации «Самый динамично развивающийся российский экспортер отрасли». Теперь инвесторы готовы вложиться в развитие производства в Новгородской области, которое станет частью единого холдинга. 100 миллионов рублей будет потрачено на ремонт и реконструкцию оборудования и цехов. Новое оборудование планируется запустить к концу следующего года. К зиме предприятие намерено выйти на производство 7 тысяч кубометров фанеры в месяц (около 80 тысяч в год). Число работников в перспективе увеличится с 698 до 1049 человек, будет повышаться и заработная плата.

— В советские времена это был передовой завод. Он первым сделал 98 тысяч кубометров фанеры в год. Это был флагман. Мне было горестно, когда он стал банкротом. А сейчас я горд, что сюда приехал, — говорит генеральный директор ООО «Парфинский фанерный комбинат» Закир Халилов. — Хочу возродить это предприятие, вернуть его на должный уровень. <…> Сейчас состояние рынка стабильное, возможности по реализации продукции обширные. У Парфинского фанерного комбината есть своя история, и свои клиенты, и мы их не бросим. <…> Появляются новые технологии, пластик и все остальное, а фанера как была сто лет, так и останется на всю жизнь. Ничего нового не изобретут. Люди всегда любили дерево и будут его любить: это живой организм.

Как символ возрождения и новой жизни перед проходной завода в преддверии Нового года новый собственник посадил елку. Местные жители вспоминают, что главную новогоднюю елку всегда вырубали в лесу и ставили на это место: «А теперь елочка будет всегда здесь, и живая».

Но есть, конечно, и проблемы. По словам нового собственника, существенная проблема состоит в том, чтобы вернуть тех специалистов, которые раньше работали на ПФК. «Все зависит от специалистов. Уверен, они вернутся. Местные работники ничем не хуже, им просто нужно дать мотивацию для работы, для обучения. Они замечательные профессионалы своего дела. Просто был промежуток времени, когда они не работали», — говорит Закир Халилов.

ДОМОСТРОЕНИЕ И ДРОВА

Проблему с кадрами испытывает и предприятие «Северный лес», занимающееся деревянным домостроением. Трудится здесь около 140 человек, но текучка постоянная.

— Некоторые отработают два дня, а на третий день выдерживают только до обеда, и уходят. За время простоя фанерного комбината некоторые просто отвыкли работать, — разводит руками руководитель ООО «Северный лес» Леонид Ломилин.

И действительно, во время нашего посещения завода работников было очень мало. Цеха в отсутствие людей охраняет собака Гайка. Ей здесь хорошо: всегда подкормят и можно понежиться на полу в цеху, который здесь в диковинку с подогревом. А временная малочисленность работников объясняется затруднением в поставке леса. Аномально теплый и дождливый ноябрь не позволяет лесозаготовителям вывезти сырье из леса: дороги просто размыло. А прошлогодние запасы у поставщиков уже истощились. Аналогичные проблемы, к слову, сейчас и у ПФК. Но «Северный лес» на недостаток заказов не жалуется: частенько приходится работать даже в три смены. Здесь делают всё, из чего можно скомплектовать дом от начала до конца: клееный брус, половые доски, имитацию бруса, блок-хаус, наличники, плинтуса...

— Пока у нас получалось работать только в убыток, лишь в этом году выйдем на рентабельность, на ноль. Деревообработка в этом плане не так проста. Нужно использовать всё до последней опилки. Если просто пилить доски, получается себестоимость больше 6 тысяч рублей, продажная цена тоже 6 тысяч рублей, а когда заплатишь налоги, получится только убыток. Поэтому нужно использовать и горбыль, который остался, и опилки, в общем, каждую дощечку в дело пускать. Только таким образом можно получить рентабельность деревообработки, — говорит Леонид Ломилин.

Несмотря на сложности, месячный объем производства не так уж мал — 2 тысячи кубометров. Но если бы не строительная компания в Санкт-Петербурге, инвестировать средства в производство в Парфино собственник бы не смог. «Мы уже вложили более 200 миллионов в предприятие. Отступать некуда», — отмечает Ломилин.

Благо с заказчиками проблем нет. Основные заказчики — Липецк, Санкт-Петербург, Москва. А основной и надежный поставщик новых клиентов — сарафанное радио.

На отсутствие спроса не жалуется и Николай Иванов, зарегистрировавшийся в 2008 как индивидуальный предприниматель и создавший фирму по производству каминных дров. 99,9% продукции идет на экспорт, в Скандинавские страны. Поэтому иначе, как евродрова, его продукцию и не называют. 19 лет Николай Евгеньевич отработал на «фанерке», уходил оттуда будучи главным инженером, когда денег на то, чтобы прокормить семью, там уже было не заработать.

— Я пытался внедрить направление топливной древесины еще на фанерном комбинате. Но не поддержали. А бионергетика сейчас развивается. Зимой, когда максимальная мощность производства, мы делаем 45 грузовиков (в целом 1600 кубометров) в месяц, — рассказывает Николай Иванов.

ПЛАСТМАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Резко отличается от этих деревоперерабатывающих производств предприятие Валентина Матусеева. Полавский завод пластмасс (в п. Пола) выпускает различные виды биотуалетов, мобильные туалетные кабины.

— Туалетными кабинами мы занимаемся уже девять лет, — рассказывает Валентина Матусеев. — Началось это с питерской фирмы, потом обосновались здесь. Туалетные кабины мы продаем по всей России, даже в Сибирь. Берут строители, дачники, владельцы летних кафе. В прошлом году мы поставляли кабины в Азербайджан, когда там было Евровидение. Заказ был очень срочный, за неделю до шоу, 100 кабин тогда брали. В месяц мы производим 800-1000 биотуалетов и 250 туалетных кабин.

Предприятие закупает сырье (полиэтиленовые гранулы) у российских производителей, далее на оборудовании, которое производится здесь же, в машиностроительном цеху, выпускаются пластмассовые листы. Дальше листы путем вакуумного и ротационного формования приобретают заданную форму. Помимо готовой продукции Полавский завод продает и просто пластмассовые щиты. Например, они были поставлены в предолимпийский Сочи. А 4-сантиметровые пластины были закуплены в качестве гати на месторождения, осваиваемые Газпромом.

В планах у предпринимателя — расширение бизнеса. Однако налоговыми преференциями (льготы на налоги на прибыль, на имущество, на землю) он не пользуется. Хотя мог бы, ведь Парифнский район входит в зону экономического благоприятствования, которая определена на территории Новгородской области. Так, представители бизнеса, зарегистрированные на территории района, могут компенсировать часть налога на прибыль в размере 87,3%. «Да бумажной волокиты больше», — машет рукой Матусеев. Лучше бы власти отремонтировали дорогу: пользы будет больше, считает бизнесмен.

— С трассы есть указатель «Пола, налево, 27 километров». Но всем своим покупателям я всегда говорю: «Нет, только туда не поворачивайте». Но кто-то забывает. Потом приезжают, и я тут столько выслушиваю, — сетует Матусеев.

Отметим, что обозначенными налоговыми льготами пользовались, в основном, предприятия, имеющие отношения к Парфинскому фанерному комбинату. Остальных это заинтересовало мало. Хотя глава района Николай Хатунцев считает, что такие новгородские «оффшоры» нужно сохранять, чтобы привлекать инвесторов.

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАДЕЖДЫ

Сейчас на территории района 30 инвестиционных площадок. Большие надежды власти связывают с концерном «Пулковский».

— В Полавском поселении они приступили к строительству свинокомплекса на 62,5 тысячи голов в год. Затраты уже составили около 120 млн. рублей. И 32 миллиона уже реально освоены на этой площадке: это подготовительные земляные работы. У них два инвестиционных проекта, стоимость каждого порядка 2,3 млрд. рублей. Концерн сейчас получает заемные средства, документы сейчас находятся в Сбербанке, — говорит Николай Хатунцев.

Помимо свинокомплекса речь также идет о репродукторе — строительстве генетического центра.

— Сегодня «Пулковский» привозит поросят из Франции и Дании. А генетический центр позволит производить поросят на нашей же территории. И не только для нашего комплекса, но и для других российских, — отмечает глава района.

Кроме того, на окраине Парфино концерн выкупил 52 гектара земли. Осуществляется разработка технико-экономического обоснования строительства бойни и цеха по переработке мяса от концерна «Пулковский».

Власти уверены, что инвестиции можно вкладывать и в деревообработку, и в переработку молока и картофеля. Преимуществами Парфинского района являются налоговые преференции, хорошая транспортная доступность, наличие двух газораспределительных станций.

Интересными могут стать и туристические проекты. В деревне Городок, на месте бывшего завода Siemens и перекрестке двух исторических путей древности (Пути из варяг в греки и Волжского серебряного пути), создается туристический кластер. Здесь развиваются турбазы, ожидается строительство этнографической деревни – форпоста «Олегово Городище», создание импровизированного таможенного поста и развитие туристических маршрутов. А в проекте туристической эко-деревни помимо домиков для проживания заложено обустройство зон отдыха, пирса, вертолетной площадки.

Но основные надежды жители района, конечно, возлагают на родную «фанерку». «Если из трубы идет дым, значит, завод работает, значит, еще живем», — говорят жители.

Ссылки по теме:
Парфинская «фанерка» (фоторепортаж);
Уникальный Городок: путь из варяг в греки, завод Siemens и «Самогонщики» (подробнее о перспективах развития туризма в районе);
Нанопчелы, авиадеревня и экофермы: репортаж из Поддорья (материал по итогам аналогичного пресс-тура в Поддорский район).

 

Пресс-тур в Парфино был организован новгородским отделением Союза журналистов при поддержке администрации Парфинского района и автотранспортной компании «Фабус».

Смотрите также

РЖД о «заморозке» тарифов, высоких скоростях и двухэтажных вагонах (2)

В ОАО «РЖД» рассказали о стратегии развития отрасли до 2030 года, реформах, инновациях, инвестициях и развитии пассажирского комплекса дальнего следования и пригородных пассажирских перевозок, о грузовых перевозках и транспортно-логистической деятельности.

Нанопчелы, авиадеревня и экофермы: репортаж из Поддорья (1)

Пресс-тур в Поддорье грозил вылиться в репортаж про умирающее село: деревня спилась, дома ветхие, работать некому, да и негде. Но на фоне всей этой разрухи и десятка «мертвых» деревень нашлись и вещи удивительные и, хочется надеяться, перспективные. О том, что такое нанопчелы, когда появится авиадервня и почем продается парное молоко, читайте ниже.

Уникальный Городок: путь из варяг в греки, завод Siemens и «Самогонщики» (2)

В деревне Городок Парфинского района, на месте бывшего завода Siemens и перекрестке двух исторических путей древности (Пути из варяг в греки и Волжского серебряного пути), создают туристический кластер. Здесь развиваются турбазы, ожидается строительство этнографической деревни и прорабатывается создание туристических маршрутов.

Цифровое телевидение: когда, где, почем? (11)

В Великом Новгороде и некоторых районах области запустили цифровое вещание. Что такое цифровое качество сигнала, в каких районах и когда запустят вещание, как подключиться к цифровому ТВ, на эти и другие вопросы корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» ответил директор Новгородского радиотелевизионного передающего центра Сергей Якушев.

Вопросы вокруг счетчиков (3)

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области разъясняет вопросы, касающиеся установки, оплаты и проверки приборов учета.

Елена Бережная о спорте, зарплате в 15 тысяч и детях (1)

В Великом Новгороде в рамках спортивного праздника, организованного одним из генеральных партнеров Олимпийских игр-2014, побывала олимпийская чемпионка по фигурному катанию в парах Елена Бережная.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки