В Великом Новгороде на улице Каберова-Власьевская появилась новая велодорожка, отделённая от тротуара. Ее протяжённость — около 300 метров.
В Великом Новгороде на улице Каберова-Власьевская появилась новая 300-метровая велодорожка, отделённая от тротуара и проезжей части.
На выходных мы доехали до места, чтобы посмотреть на диковинку своими глазами.
По сути, велодорожка на Каберова-Власьевской ничем не отличается от тротуара, за исключением установленных знаков. На протяжении пути она дважды пересекается с въездами во дворы.
С одной стороны высота бордюрного камня составляет около 11 см:
С противоположной стороны высота бордюрного камня достигает 15 см. Получается, что на городском велосипеде спуск и подъем на велодорожку становится небезопасным для велосипеда и некомфортным для велосипедиста.
Второе пересечение с выездом сделано иначе. С одной стороны идет скошенный бордюрный камень, что, без сомнения, станет неприятным сюрпризом для велосипедиста, движущегося по левой стороне дорожки:
С противоположной стороны препятствие в виде скошенного бордюрного камня имеется на пешеходной дорожке, а на велодорожке понижение поребрика доведено приблизительно до 4 см:
Спустя 300 метров пешеходная и велосипедная дорожки соединяются на общем пятачке, предоставляя пешеходам и велосипедистам самим решать, как им действовать дальше:
Дорожка справа ведет к улице Арциховского, где тротуар не предусмотрен. Перейдя дорогу, жители попадают на газон:
Улица Арциховского:
На карте новая велодорожка отмечена синей линией:
Таким образом, велодорожка на Каберова-Власьевской стала одной из пяти разрозненных велодорожек в городе (на карте ниже отмечены синим все, кроме последней. Оранжевые линии — запланированные в 2008 году веломаршруты по генеральному плану). Ни одного законченного веломаршрута в Великом Новгороде по-прежнему нет. Что странно: велодорожка — это всё-таки не бассейн, чтобы сотни раз перемещаться "туда-обратно". С таким же успехом можно создавать 300-метровые магистральные дороги, специально для тех автомобилистов, кому вдруг захочется просто "покататься".
Итак, подведем итоги. Во-первых, надо отдать должное тому замечательному факту, что в Новгороде потихоньку начинает создаваться велоинфраструктура. Для такого небольшого города, где расстояние до места назначения зачастую составляет не больше 5-10 км, это подходящий вид транспорта. Как видим из опроса европейских велосипедистов, наш двухколесный друг пользуется наибольшим спросом на расстояния до 10 км.
Во-вторых (и это к минусам), очевидно, что, хотя велоинфрастуктура и появляется, похвастаться проработкой и продуманностью она пока не может. Два главных критерия — удобство и безопасность — остаются за бортом. Первое, что бросается в глаза — новая велодорожка, как и зона для пешеходов, сделана из тротуарной плитки. Для велодорожек лучше использовать асфальтовое покрытие (по ссылке новгородский велосипедист Игорь Шаповалов дает подробное обоснование). Второй момент — места пересечения с проезжей частью. Следует либо до минимума занижать бордюрный камень либо (еще лучше) приподнимать проезжую часть в местах пересечений до высоты велопешеходной зоны. Третий момент — отсутствие разметки на дорожном покрытии. Опыт езды по велополосе на улице Мира показал, что пешеходы не привыкли смотреть на знаки, расположенные над головой. В велосипедизированных странах знаки "велосипедная/пешеходная дорожка" дублируются, как правило, непосредственно на дорожном покрытии. Особенно важно наносить опознавательные знаки в середине пути, там, где велодорожка пересекается с пешеходными маршрутами (например, с многочисленными тротуарами с автопарковок вдоль улицы), где пешеходы могут не знать, что оказались не в своей зоне.
Замечательный пример из города Амерсфорта (Голландия), обнаруженный на livestreets.ru. Велодорожка и тротуар приподняты относительно выезда из жилой застройки. Машинам для пересечения чужой зоны нужно сбросить скорость и преодолеть небольшое возвышение. Для велодорожки используется асфальтобетон красного цвета и нанесены знаки "велосипедная дорожка" на само покрытие, для лучшей ориентации пешеходов. Также стрелками указывается направление движения двухколесного транспорта.
РЕЗЮМЕ
Плюсы:
- Сам факт появления обособленной, то есть отделенной от тротуара и проезжей части, велодорожки.
- Ширина велодорожки (минимально приемлемая для двухсторонней велодорожки, но два велосипеда разъехаться смогут).
- Гипотетическая возможность стать частью единого веломаршрута из Панковки в центр города.
Минусы:
- Покрытие велодорожки (лучше использовать асфальтовое).
- Места пересечения с проезжей частью и пешеходными маршрутами.
- Расположение "из ниоткуда в никуда", отсутствие внятного веломаршрута.