Тёсовская УЖД - это остатки крупнейшего и передового советского транспортного управления узкоколейной железной дороги. Дорога строилась и эксплуатировалась в основном для вывозки торфа с полей Тёсовских торфопредприятий. В момент максимального расцвета их было три - Тёсово-1, Тёсово-2 и Тёсово-4.
Тёсовская УЖД - это остатки крупнейшего и передового советского транспортного управления узкоколейной железной дороги. Дорога строилась и эксплуатировалась в основном для вывозки торфа с полей Тёсовских торфопредприятий. В момент максимального расцвета их было три - Тёсово-1, Тёсово-2 и Тёсово-4.
Сегодня, из более чем 200 километров путей узкоколейной железной дороги осталось всего 20. Сначала это цифра пугает, но сравнивая с другими дорогами, понимаешь, что могло быть гораздо хуже. Большая часть советских торфопредприятий закрыто, а узкоколейные железные дороги разобраны и сданы на металлолом.
Поездка на пионерке. Пути тёсовского торфопредприятия.
С начала 2000-х годов группа выпускников Малой Октябрьской железной дороги начала тесно сотрудничать с торфопредприятием Тёсово-1 и восстанавливать образцы уникальной техники. Сейчас в распоряжении группы имеется участок пути длиной 200 метров, автодрезина ПД-1, тепловоз ТУ4 и несколько мотодрезин ТД5у (в простонародии именуемые "пионерками").
Помимо всего, они проводят экскурсионные поездки на восстановленной технике. В один прекрасный весенний день, как раз в такую поездку, мы и выбрались.
Впервые о парнях я узнал в 2009 году из ЖЖ сообщества ru_railway. Тогда они опубликовали пару постов о том как строили свой небольшой 200 метровый участок пути. В прошлом году, перед исторической реконструкцией, мы съездили и познакомились с ними.
Парни делают очень непростое и важное дело, которое не всегда находит понимание у местных жителей. Во время экскурсии мы часто слышали "а чего тут смотреть?". А смотреть, на самом деле, есть на что.
Восстановленные автодрезина ПД-1 и пассажирский вагон. Станция УЖД Тёсово-1.
В кабине восстановленной ПД-1. Мне не очень нравится, что технику восстанавливают не в оригинальном виде. Но парней можно понять. Когда такой фронт работ, сложно уделять внимание деталям. Особенно, если учесть, что многие из них не производят несколько десятилетий.
Эта пионерка стала нашим основным транспортным средством во время поездок по Тёсовской УЖД.
Вагоны для перевозки торфа.
Депо Тёсовского торфопредприятия. Слева направо: электростанции ЭСУ2А-179 и ЭСУ2А-709, тепловоз ТУ6А-3723.
В 1994 году главные потребители отказались от использования торфа, потребность в торфе упала практически до нуля. Подвижной состав, рельсы и торфодобывающую технику стали сдавать на металлолом. Примерно в это время разобрали пути до поселка Тёсово-4. В 2002 году разобрали большой участок пути от Тёсово-1 до Тёсово-2. Тогда же, торфодобывающие предприятия Тёсово-2 и Тёсово-4 были ликвидированы. Осталось только торфопредприятие Тёсово-1.
Тепловоз ТУ6П-0050, колесные пары и донор. Депо тёсовского торфопредприятия.
Сегодня торфопредприятие работает еле сводя концы с концами. Честно говоря, не знаю о каких объемах идет речь, но знаю что торфом топят котельные в поселке Тёсово-Нетыльский. В целом все выглядит очень старым и заброшенным. Тем не менее, на ходу несколько тепловозов. Торф добывается и вывозится.
Вагоны для перевозки торфа. Платформа с березовыми поленьями использовалась во время исторической реконструкции.
В свое время это была одна из самых современных и передовых узкоколейных железных дорог в Советском союзе. Путь укладывали на железобетонные шпалы, на стрелках были установлены электрические приводы, на дороге внедрялись новые путевые и торфодобывающие машины. В местном конструкторском бюро разрабатывался новый подвижной состав. Торфопредприятия работали круглые сутки. По узкоколейке вывозились десятки составов с торфом. На станции Тесово-1 торф перегружался в вагоны широкой колеи. За день, со станции Рогавка, в сторону Ленинграда, уходило до 12 составов с торфом. На всей системе Тёсовского Транпспортного Управления работало более 30 тепловозов и мотовозов.
У депо тёсовского торфопредприятия.
После короткого осмотра депо и небольшого экскурса в историю мы направились непосредственно на торфоразработки. Пути не в самом хорошем состоянии. То тут, то там валяются сошедшие с рельс вагоны для перевозки торфа.
В районе торфоразработок путевой кран готовится к обустройству временных путей для вывоза торфа. Скорость, простота и дешевизна развертывания временных путей - главное преимущество УЖД.
Торфоразработки. Бесконечные поля - малая часть былого величия.
Сам процесс добычи торфа оказался несколько сложнее чем я думал. Сначала обустраивают мелиорацию и осушают болота. Потом чистят поля, снимая слой дерна и выкорчевывая все пни и коряги. Для всего этого есть специальная техника. Потом, сухой верхний слой перемалывают и формуют в полосы. Только после этого торфоуборочная машина собирает его. В общем, на торфоразработках достаточно много разнообразной техники. Некоторая из них мало отличается от сельхозтехники, а некоторая выгляди очень сюрреалистично.
Торфоуборочная машина. Работает на луце :)
Торфоуборочная машина. Тёсовское торфопредприятие.
Было много разных и странных машин. Назначение этой я не запомнил.
Если не ошибаюсь, то этот комбайн собирает коряги, корни, бревна и поверхностную растительность и фрезерует верхний слой торфа.
Валкователь торфа. Предназначен для сбора торфяной крошки в валки после корчевания и рыхления. Основная проблема на торфоразработках - погода. Собирают только сухой торф. Можете представить себе каково это, работать в тракторе с горячим двигателем, на черном поле в тридцатиградусную жару.
Торфоуборочная машина в работе. Работа очень вредная еще и из-за пыли.
Наше транспортное средство.
Надо будет сюда приехать весной, когда листьев не будет. Со спутника вроде торфяные карты с водой, а по факту вокруг виден только лес невысоких деревьев.
Поездка на торфоразработки закончилась сходом пионерки с рельсов. Есть на видео, в самом конце.
Тепловоз ТУ4-1030. Его тоже восстанавливают. Еще несколько недель назад не был покрашен.
В этих краях даже лес больше похож на мангровые заросли. И это еще сухая весна.
Ссылки по теме
- Группа ВКонтакте, посвящённая музею техники Тёсовской УЖД. В ней можно узнать про экскурсии;
- Военно-историческая реконструкция "Забытый подвиг 2-й Ударной". Фоторепортаж на Новгород.ру (2013 год);
- Военно-историческая реконструкция "Забытый подвиг 2-й Ударной". Фоторепортаж на Новгород.ру (2014 год);
- GPS трек с поездки по УЖД;
- Видео. Большая часть снята с камеры закрепленной на пионерке с видом назад. Видео заканчивается сходом с рельсов.
Смотрите также
Пешеходный переход через железную дорогу в районе ул. Боткина (2)
Сейчас очень много пишут по поводу строительства нового официального перехода через железную дорогу в Великом Новгороде. Переход построили после того как «Новый город» стал активно педалировать тему перехода через железнодорожные пути в районе виадука на проспекте Корсунова.
Массовые отмены электричек в Новгородской области (8)
Наконец-то появилась какая-то ясность по поводу отмен пригородных поездов в новгородской области. Чтобы понять массовость отмен достаточно посмотреть на эту карту:
Мост через реку Ярынья и линия Валдай - Крестцы (6)
Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.
Про перенос вокзала в Великом Новгороде (27)
Идея с переносом вокзала куда-нибудь на окраину города всплывает достаточно регулярно. Первым эту идею стал продвигать Виктор Александров, в те времена директор единственного в городе таксопарка.
C 26 мая между Санкт-Петербургом и Новгородом начал ходить дополнительный поезд "Ласточка" (6)
C 26 мая между Санкт-Петербургом и Новгородом начал ходить дополнительный поезд "Ласточка"
Почему в Сапсан летят камни? (8)
Посмотрите на это фото. Это закрытый переезд – ул. Державина в городе Чудово. Закрыли его около 30 лет назад, когда готовили Октябрьскую магистраль к пуску скоростного поезда ЭР200. Улица потеряла свое значение и сейчас тут регулируемый пешеходный переход. Я был там два раза по 1.5 часа, и он все это время горел красным.