Большая часть станции на железной дороге Великий Новгород – Новолисино представляют из себя тонущие в болотах, низкие насыпные платформы, которые практически не видно из-за высокой травы. Никаких опознавательных знаков. Кое-где виднеются заржавевшие таблички «Остановка локомотива».
Но есть одна, разительно от них отличающаяся – станция Вяжище. Две высокие платформы, два действующих и три разобранных пути, разобранная контактная сеть. Станция носит название деревни, находящейся в 3-4 километрах к западу от нее. Но никаких дорог, тропинок и прочих ходов между станицей и деревней нет.
Когда оказываешься на станции невольно возникает вопрос – откуда и для чего она была здесь?
Заросшие опоры контактной сети. Когда-то в этом месте "разворачивались" электричики. Осень 2012 года.
Ответ прост – станция находится примерно в 800 м. от главного административного здания химического комбината АО «Акрон» — практически градообразующего предприятия. В самом городе есть очень похожая станция – Менделеевская. Находится она в районе, который был построен в то же время что и химический комбинат. Названия улиц этого района говорят сами за себя – Химиков, Зелинского, Менделеева, Ломоносова.
В 1990 году было открыто движение электропоездов на участке Новгород — Вяжище для доставки рабочих на хим. комбинат. Именно тогда было построено новое депо и высокие платформы на станциях и остановочных пунктах.
Изначально предполагалось, что электропоезда будут курсировать не только от станции Новгород до станции Вяжище, но и в противоположном направлении — от станции Новгород до посёлка Панковка, по подъездному пути, представляющему собой начальный участок разобранной железнодорожной линии Новгород — Старая Русса. На этом участке началась установка опор контактной сети и в районе улицы 8 марта был построен парк отстоя электропоездов. Затем от первоначальных планов отказались.
В итоге, электропоезда не пользовались популярностью, поэтому ориентировочно в 1993 году их движение было прекращено. Контактная сеть на перегоне Предузловая-Павловская — Вяжище позднее была снята, а так и не эксплуатировавшийся парк отстоя поездов в Псковском микрорайоне был разобран.
В 2012-2013 годах железная дорога Павловская — Новолисино была частично реконструирована. Но эта реконструкция не затронула станцию Вяжище. На сегодняшний день одна из платформ наполовину разобрана, из пяти действующих путей осталось два.
Ведется реконструкция железной дороги Новгород - Новолисино, но до самой станции реконструкция еще не дошла.Осень 2012 года.
Станция Вяжище. Осень 2014 года. Начат демонтаж первой платформы.
Станция Вяжище. Осень 2014 года. Накат. На текущий момент тут ходит пассажирские дизель-электропоезд три раза в неделю. Грузового движения нет.
Парк отстоя поездов в Псковском микрорайоне полностью разобран и давно зарос деревьями. О его существовании напоминают только несколько опор контактной сети и то тут, то там встречающиеся шпалы.
Бывший парк остоя поездов в Псковском микрорайоне.
Видео, ноябрь 2014
Ссылки по теме
Смотрите также
Тёсовская узкоколейная железная дорога (4)
Тёсовская УЖД - это остатки крупнейшего и передового советского транспортного управления узкоколейной железной дороги. Дорога строилась и эксплуатировалась в основном для вывозки торфа с полей Тёсовских торфопредприятий. В момент максимального расцвета их было три - Тёсово-1, Тёсово-2 и Тёсово-4.
Пешеходный переход через железную дорогу в районе ул. Боткина (2)
Сейчас очень много пишут по поводу строительства нового официального перехода через железную дорогу в Великом Новгороде. Переход построили после того как «Новый город» стал активно педалировать тему перехода через железнодорожные пути в районе виадука на проспекте Корсунова.
Массовые отмены электричек в Новгородской области (8)
Наконец-то появилась какая-то ясность по поводу отмен пригородных поездов в новгородской области. Чтобы понять массовость отмен достаточно посмотреть на эту карту:
Мост через реку Ярынья и линия Валдай - Крестцы (6)
Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.
Про перенос вокзала в Великом Новгороде (27)
Идея с переносом вокзала куда-нибудь на окраину города всплывает достаточно регулярно. Первым эту идею стал продвигать Виктор Александров, в те времена директор единственного в городе таксопарка.
C 26 мая между Санкт-Петербургом и Новгородом начал ходить дополнительный поезд "Ласточка" (6)
C 26 мая между Санкт-Петербургом и Новгородом начал ходить дополнительный поезд "Ласточка"