Комментариев: 7
+30
Автор: Лена Ваганова
27 августа 2016 года, 10:33

В течение двух лет рыбаки-любители говорят о том, что на озере Ильмень необходимо запретить промысловый лов рыбы во время нереста. Они устраивают пикеты, но власти не спешат их слушать и в очередной раз отчитываются рекордами в области хорошего улова. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался разобраться в риторическом вопросе: ловить или запрещать?

Любители vs промысел

Возвращаемся с промысла в деревню Взвад. Соединённые цепочкой лодки тащит буксир. Сегодня весь день дождит, и нас раскачивает так, что борта вот-вот зачерпнут воды. Поэтому в само озеро не выходили, ловили рыбу на заливах. Улов меньше, зато безопаснее. Нас вместе с трёхтонным уловом отправили на берег. Там мужики вручную сортируют рыбу, часть из неё замораживается, часть идёт на переработку, крупные особи везут на рынок.

Во Взваде местные зарабатывают рыбным промыслом в течение многих веков. Сегодня здесь специализируются на ловле мелкого частика, то есть некрупной рыбы. Приезжают сюда со всей области, а также из других регионов и рыбаки-любители. Для них в небольшой деревушке даже гостиницу построили. Люди здесь так и представляются — либо промысловик, либо любитель. Они друг друга на дух не переносят.

— Они враги нам, — говорит потомственный промысловик Николай Назаров. Он рассказывает, как рыбаки-любители портят снасти, разрезают мерёжи и забирают рыбу.

Потомственный рыбак Николай Назаров

— Маловероятно, что это делают рыбаки-любители, — комментирует рыбак-любитель Сергей Алексеенко. — Рыбаки-любители тоже бывают разные. Кто-то приезжает на берег попить водки и хочет поесть ухи, но рыбу ему ловить лень. Он может и сетку поставить. Рыбаки-любители скорее налетают моторами винтов на скрытые сетки.

Сергей вдруг замолкает и добавляет: «Резать они их могут, от обиды, от злости, от ненависти».

Любители vs наука

Рыбаки-любители настаивают на том, чтобы запретить промысловый лов рыбы на озере Ильмень в период нереста. Год назад они даже пытались организовать митинг. За день до назначенной даты губернатор пообещал решить вопрос, и митинг был отменён.

— Но всё закончилось словами — рекомендовано. Потому что весной у промысла основной заработок. Они ловят ту рыбу, которую легче взять, — говорит Сергей Алексеенко.

Сегодня в Ильмень выходит работать 240 человек в промысловых бригадах и около трёх тысяч ловят рыбу в качестве любителей. Ежегодно департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области устанавливаются квоты для промыла. В год можно выловить не более 2600 тонн рыбы. Руководитель департамента Владимир Королёв подчёркивает, что в советское время ловили больше — показатели достигали 3500 тонн. Если сейчас на озере выставляется восемь тысяч мерёж, в 70-80 годы прошлого столетия выставляли 12 тысяч.

Взвад. Пристань

— Рыбаки-любители жалуются на большое количество мерёж во время нереста. Но сегодня также есть научная работа, которая сказала, что в нерестовый период мерёжный лов не влияет, — поясняет Королёв.

Но только рыбаки-любители не верят научным исследованиям. А верят собственным глазам. По их мнению, наука легко становится на сторону заказчика, то есть властей, а рыбы в озере становится всё меньше, да и не дотягивает она уже до тех размеров, что раньше.

— В прошлом году отчитались, что добыли рекордное количество рыбы. Это не может не беспокоить любителей, потому что при рекордно низких уровнях воды, которые были в последнее время, площадь озера уменьшилась, и ловить стало проще. В «Ленте» лежит судак на 50 рублей дороже, чем стерлядь, которая осетровая. Понятно, что губернатор взялся обеспечить рыбой регион, но по этой цене он новгородцам не помог и опустошил озеро. Нам кажется, что промысел должен быть запрещён, — говорит Сергей Алексеенко.

Коровы на волейбольном матче

Промысел vs рыбоохрана

Закрывать промысел полностью нельзя. Если рыбы станет больше, то кормовая база останется прежней. Тогда хищники начнут поедать самих себя. Средний размер рыбы в озере уменьшится.

Да и деревни, расположенные у озера, где промысел — единственная работа, придут в упадок. Директор взвадского рыбоперерабатывающего завода «Красный рыбак» Сергей Дробинин рассказывает, что семь лет назад, когда ещё в деревне было коллективное хозяйство, его пригласили занять пост руководителя с одним условием — он должен сохранить уклад жизни местных рыбаков.

— Есть правила рыболовства и в них для промышленного рыболовства действует запрет на ловлю в одно время, а для любителей — в другое. И оно не совпадает. Если бы оно совпадало, никаких войн бы не велось. Но получается, что когда можно ловить промыслу, нельзя ловить любителям. Это несовпадение рождает несправедливость, — комментирует Сергей Дробинин.

Он возмущён тем, что работать в отрасль всё чаще приходят непрофессионалы и вспоминает историю о том, как новый начальник рыбинспекции — юрист по образованию, начитавшись нормативных актов, заставлял рыбаков сортировать улов прямо в озере.

— Он, когда первый раз приехал, говорит, а почему рыба не сортирована? Я говорю: «Они приехали и сейчас будут сортировать», а он: «Нет, я читал! По правилам, рыба должна быть уже рассортирована». То есть рыба должна из озера что ли прыгать? Так плотвичка ты направо, а ты лещик — налево. Выписал протокол на 20 тысяч, второй на 25.

Сергей Дробинин вместе с рыбаками подали в суд. Дело они выиграли. Благодаря их инициативе пункт об обязательной сортировке улова в озере убрали из правил рыболовства.

Деревня Взвад

Ильмень vs будущее

Сегодня, когда на Ильмене нет льда, ставить сети запрещено. Для промысла используется невод, который, по мнению рыбаков, полезен для озера. Сами взвадские мужики относятся к Ильменю, как к кормильцу, уважают.

— В их понимании [рыбаков-любителей — прим. ред.] мы только черпаем эту рыбу и карманы деньгами набиваем. Они не понимают, что мы поднимаем со дна корм неводом для рыбы, срываем неводом траву. Раньше сами и косили, и копали. И деньги выделялись государством, чтобы делать мелиорацию, — вспоминает Николай Назаров.

День рыбака во Взваде

В прошлом году, когда часть Ильменя пересохла, рыбаки прокапывали траншеи и выпускали из образовавшихся луж рыбу обратно в озеро. Сергей Дробинин говорит, что они готовы регулярно сами проводить подобные работы, но бюрократия мешает. Чтобы что-то прокопать, необходимо чуть ли не за год об этом сообщать в соответствующие инстанции, иначе штрафуют. В ближайшие годы мелиорация на Ильмене не планируется.

— Работы по мелиорации не предусмотрены, не выделяют федеральные деньги, — комментирует Владимир Королёв.

В связи с низким уровнем воды в озере могли появиться новые места нереста. Сейчас в планах у департамента заказать научную работу, чтобы выявить эти территории и именно там ввести запреты на вылов рыбы.

PS Новгородский снеток существует

В 2010 году выдалось очень жаркое лето, и холодолюбивый снеток на озере всплыл. С тех пор промысел на него не ведётся. Сейчас рыбёшку на Взвад завозят из Вологодской области, сушат, а потом отправляют на продажу. Так поддерживают брэнд «новгородский снеток».

Смотрите также

Дети в интернете: О чём стоит беспокоиться родителям?

«Новая газета» опубликовала статью «Группы смерти», в которой автор Галина Мурсаливаева рассказывает о сообществах в социальных сетях, где подростков якобы доводят до суицида. За три дня число просмотров материала превысило полтора миллиона. Текст вызвал широкий резонанс и поставил в замешательство многих родителей. Интернет-портал «Новгород.ру» поговорил с психологом, психотерапевтом Альфиёй Пановой о том, стоит ли родителям контролировать переписку детей в интернете.

«Коридор бессмертия»: кино о силе человеческого духа

С февраля 1943-го по март 1944-го года каждую ночь от станции Шлиссельбург отправлялось по 30 поездов с провизией и боеприпасами в блокадный Ленинград. Дорога регулярно подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу, из-за чего получила название «коридор смерти». О людях, работавших на этой железнодорожной магистрали, расскажет новый фильм, съёмки которого проходили в Новгородской области.

Ёлки из добрых рук

Интернет-портал «Новгород.ру» отправился в Новгородский район, чтобы посмотреть, откуда приезжают в город лесные красавицы.

«Рейдерский захват»: Кто борется за имущество «Облпотребсоюза»? (2)

Районная потребкооперация на Новгородчине продолжает разрушаться. Если система перестанет существовать, то в первую очередь пострадают жители новгородской глубинки, у которых единственная возможность получения продуктов — это автолавки. Сейчас уже более 100 магазинов райпо в регионе закрыто. Председатель совета «Новоблпотребсоюза» Олег Петрищев рассказал интернет-порталу «Новгород.ру» о финансовом положении потребкооперации, недавнем «рейдерском захвате» и том, как он видит дальнейшее развитие ситуации.

Путешествие в параллельный мир: Что мешает Великому Новгороду создать доступную среду для инвалидов

Как часто вы видите на улице людей в инвалидных колясках? Практически никогда. Если им даже удаётся выйти из подъезда, смогут ли они самостоятельно прогуляться по своему району? Вряд ли. Сами люди с ограниченными возможностями говорят, что комфортнее всего по нашему городу передвигаться на машине.

Транспортный эксперт: Города, сохранившие троллейбусную сеть, выиграют в будущем (3)

Директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов вместе с журналистами, участниками движения «Новый город» и руководителем городского управления по транспорту Игорем Поповым проинспектировал главные улицы Великого Новгорода.

Авторские колонки

Комментарии