В субботу, 15 октября, в LED Concert Hall состоялся концерт группы «Пилот». В Великом Новгороде коллектив выступил в рамках своего концертного тура «Докатились...». Но перед этим лидер группы Илья Чёрт поделился своими рассуждениями с «Новгород.ру» о своём творчечстве, религии, изменениях в российской рок-культуре и о запрете съёмки во время выступления.
— Илья, почему вы с группой именно докатились, а не долетели?
— Честно говоря, у нас никогда не было ассоциаций с авиацией. Это единственная ассоциация, которую мы старались избегать всё время. Хотя периодически в дизайне проскальзывали самолёты, но в большинстве случаев это была инициатива поклонников группы. Потому что лично для меня слово «пилот» означает очень многое, но лишь в последнюю очередь принадлежность к лётному составу. Оно не используется никогда в этой формулировке, так что от самолётов мы далеки. Пилот — это международный термин, который означает «первопроходец».
— В какой трактовке звучит название вашего тура? Ведь можно добраться до цели при помощи сил и терпения, но можно и скатиться по наклонной.
— Название тура «Докатились...» происходит из жизненной истории. Будучи на гастролях года полтора назад, мы реально поняли, что, во-первых, побывали практически во всех регионах России и докатились до самых отдалённых уголков нашей страны. А во-вторых, нам всегда говорили, что группа «Пилот» изменилась, что мы меняемся от года к году и в этом плане докатились до того, что в принципе можем позволить играть себе любую музыку на любой площадке. То есть докатились в хорошем смысле до определённого уровня, своего бытия и профессионального исполнения. Поэтому все эти «докатилости» они соединились в одно целое, и мы решили так назвать тур (смеётся).
— Дальние уголки это какие?
— Бывало мы выступали в маленьких городах. В Старом Осколе, в городе Кодинск, в Шадринске в Челябинской области. То есть в своё время прокатились по очень многим небольшим городам. Но всё равно получается, что мы больше 15 раз обогнули всю Россию от Тихого океана до Балтийского моря, от Баренцева моря до Чёрного. Только вот в Магадане ещё не были и в Петропавловске-Камчатском. Буквально два-три крупных города осталось посетить.
— В Великом Новгороде вы уже ведь тоже не в первый раз.
— Ой, я в своё время ездил через Новгород по несколько раз в месяц. Потому, что у меня здесь была дача в ста километрах от города. У нас деревня называлась Грибня (смеётся). Это где-то за Шимском, по-моему. Вот я всё время гонял туда. Великий Новгород вообще хороший и тихий город. Только заводы все эти страшные и непонятные по краям стоят.
— По какому принципу отбирался сет-лист?
— Вообще у нас в коллективе 2016 год был объявлен годом треша и угара. Поэтому программа «Докатились...» создана из самых тяжёлых и агрессивных композиций группы за всё время. В следующем году группе 20 лет, поэтому мы решили хорошенько напугать зрителей и самим оторваться. Сделать последний агрессивный удар.
— То есть последние песни в эту концертную программу не вошли?
— Почему же? Туда вошли и новые песни в том числе. По-моему, мы даже играем три композиции с будущего альбома «Пандора», который даже ещё не вышел.
— Хотел спросить как раз о последнем альбоме «Кукушка». По стилю он отличается от предыдущих.
— Да у нас стиль всё время меняется. У нас его и нет вообще.
Музыкального стиля у «Пилота» нет, но собственный Чёрт имеется.
— А как вы выбрали название? Однажды вы сказали, что выбираете его после того, как прослушаете весь альбом. Просто как можно свой труд прослушать в качестве слушателя?
— Это вполне возможно. Можно отодвинуться от всех профессиональных вопросов и при определённых условиях прослушать, как человек. Но сам смысл и атмосфера «Кукушки» создавались изначально. То есть было сразу понятно о чём он будет, из чего, как говорится, будет соткан. С «Кукушкой» сложилась удачная история, да и одноименная песня уже была написана, но она попала в тему определённого разговора с определённым человеком, которого я встретил в дороге. Он высказал интересную мысль, что все ситуации с людьми в этом мире похожи на истории с кукушкой в лесу. То есть он сравнил Бога с кукушкой. Известно, что эта птица подбрасывает своих детёнышей в чужие гнёзда, и они там вырастают. И он сказал, что Бог делает то же самое: посылает нас в чужой мир, бросает нас сюда, и мы здесь вырастаем. Это очень похожая ситуация. Вся история с лесом в этом альбоме ассоциируется с материальным миром, а кукушка это соответственно Бог.
— Какой персонаж по этому лесу путешествует?
— Человеческая душа путешествует. Мы ходим по этому лесу, и абсолютное большинство из нас не понимает где находится. Ни куда идти, никаких ориентиров, ни компаса. Они даже забыли куда им вообще надо идти. Поэтому они просто бесцельно шатаются, как говорится, от дерева к дереву в полной темноте, совершенно не понимая, откуда они здесь, зачем и что им здесь делать, проводя свою жизнь в страхе. Вообще вся их жизнь — это защитная реакция на страх.
— А среди них много порядочных людей?
— Порядочных людей тоже много. Но одно к другому не относится. Есть порядочные люди, которые тоже в страхе живут на самом деле (смеётся). Просто это уже вопрос совести и каких-то принципов, которые есть у него в жизни. Хотя мне сложно представить человека, живущего внутри без Бога, без своего божественного осознания. Без понимания истинной цели. И при этом в котором живут такие определённые стандарты, как честь, преданность, нравственность, мораль и так далее. Непонятно вообще чем руководствуется такой человек. Единственный вопрос, что божий человек отличается от человека, который живёт сам по себе, тем, что он будет оставаться порядочным в любой ситуации. А обычный человек остаётся порядочным только пока ему комфортно. В экстремальной ситуации вся его порядочность и мораль исчезает как пыль, и он превращается в агрессивное, тупое животное. Могу даже привести пример.
— Давайте.
— У меня жена с ребёнком были на третьем этаже супермаркета посреди Санкт-Петербурга. Вокруг все люди приличные, хорошо одетые, гораздо приличнее чем мы (смеётся). Все такие на манерах, на воспитании. И вдруг звучит пожарная тревога, требуется, чтобы все покинули здание. Жена рассказала, как люди в долю секунды превратились просто в упырей, которые толкали друг друга, сбивали с ног, не взирая ни на женщин и ни на детей, бежали к выходу. Это было просто стадо животных. И это были сотни людей. Практически она видела двух-трёх человек, которые повели себя по-человечески, порядочно. Три человека из пятисот, а полтысячи превратились в тупых, опасных и агрессивных животных.
— Эффект стада?
— Нет. Это говорит о том, что у этих людей нет никаких стандартов и принципов. Они являются животными. Это наполовину люди, которые кажутся людьми только тогда, когда у них всё спокойно и хорошо в жизни. Но стоит нарушиться чему-то хорошему, и они превратятся в агрессивных и тупых хищников. Потому что их сдерживают законы цивилизации. Не внутренние, а внешние. Их сдерживает уголовный кодекс Российской Федерации, общественное мнение, но не их внутренние законы. Потому что Бога внутри нет. И это тысячи людей среди единиц.
— Тогда имеет право на существование версия, что Бог у каждого свой?
— Нет, Бог один для всех. Безусловно. Именно поэтому я считаю религию игрой в песочницу.
— Почему?
— А зачем они нужны если он один? Я не имею в виду, что они не нужны. Я выступаю с мыслью о том, что у каждой религии это определённый участок пути. Иногда некоторым людям он необходим, чтобы прийти к пониманию Бога. Но если ты пришёл к этому, религия больше не нужна. Это школа, которую нужно пройти, закончить и выйти из неё, а не оставаться в ней по жизни второгодником.
«Бог один для всех. Именно поэтому я считаю религию игрой в песочницу»
— Вы говорили, что целью группы «Пилот» является изменение мира к лучшему.
— Мне кажется, что это единственная настоящая цель любого артиста с большой буквы.
— Почти за 20 лет существования «Пилота» на ваш взгляд вам удалось что-нибудь изменить в мире к лучшему?
— Понятия не имею и даже знать не хочу. Я же не ради результата это делаю. Я просто это делаю, потому что я должен это делать. Это дхарма, моя прямая обязанность. То есть, когда я мою посуду, я не оборачиваюсь назад, посмотрев 50 я тарелок помыл или 30. Я буду мыть до тех пор, пока просто не помою всё. Мне абсолютно наплевать на количество тарелок, мне в доме нужна чистота. Я же не измеряю счастье своего ребёнка, он просто должен быть счастлив. Здесь то же самое. Мы пытаемся изменить мир к лучшему, потому что ничего другого в нём не остаётся делать для порядочного человека. Всё остальное это просто строительный мусор истории на обочинах дороги, ничего не стоящий. Единственное, что здесь остаётся делать, — это служить счастью других, стараться менять мир к лучшему. Со стыдом и совестью. Виктор Цой правильно сказал: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?». Я бы сказал: «Ты должен жить под Богом, иначе зачем тебе вообще жить?». Жизнь без Бога вообще бессмысленна.
— Как вы считаете, изменилась ли за последние 20 лет рок-культура в России?
— Конечно. Радикально. Она в принципе практически уже никому не нужна. Она превратилась из идола в отживающую кучку в углу.
— А что именно поменялось?
— Всё поменялось. Время, люди, акценты, цели в жизни общества. В 80-е люди рвались к свободе самовыражения, к идеалам. А в итоге выяснилось, что они рвались к деньгам, водке и сексу. Они считали себя идеалистами, а на самом деле они оказались обычными жадными до денег людьми. Они ошиблись в себе. Поэтому рок-лидеры, которые были в 80-е, призывали людей идти вперёд к каким-то идеалам. Причём к хорошим идеалам, очень правильным. Собственно к стандартам чистоты, морали, нравственности, к смелости, к реализации своей мечты. Но теперь это для всех звучит наивно и смешно, потому что колбаса с водкой оказались им нужнее.
— И «Нашествие»? Там ведь появились альтернативные сцены. Была выставка военной техники.
— Музыка есть музыка. Я никогда не делил музыку на стили, честно говоря. Мы как раз с этого и начали, что у группы «Пилот» нет стиля музыки. Я вообще не ратую за рок-музыку и рок-культуру, я ратую за музыку в целом. Мне абсолютно всё равно, рок это или нет. У меня очень много любимых артистов эстрады. Просто для меня поп-музыка — это какой-то ширпотреб низкопробный, а вот некоторые артисты из советский и русской эстрады мне очень нравятся. Авторская песня мне нравится. А что касается танков на фестивале, то у меня они не вызывали никакого дурного ощущения. Как говорится, «Есть такая профессия — Родину защищать!». Без неё никуда не денешься, потому что армия — это люди, которые защищают нашу страну. Это их работа. И издревле существовали воины, причём они всегда правили государствами, потому что именно они защищали праведности и праведных людей. И куда ты без них денешься? Кто-то должен защищать добро, иначе оно будет уничтожено.
— Как вы считаете, почему многие артисты в наше время запрещают снимать свои выступления?
— Согласен и позитивно к этому отношусь. Была бы моя воля, с удовольствием запретил любую съёмку.
— Но не запрещаете.
— Стараемся запрещать, но это невозможно. Я запрещаю теперь снимать и записывать на квартирниках. Была бы возможность, с удовольствием запретил бы снимать и на концертах. Во-первых, там видео очень поганого качества, которое выкладывается потом на всеобщее обозрение. Во-вторых, это совершенно другой контекст видео. На концерте это всё масштабно и красиво, а на видео смотрится убого. И люди потом смотрят какой-то убогий, некачественный, ширпотребный материал, снятый на плохую камеру. Зачем это нужно? Я вот так же доченьке объяснял про интимные отношения. Есть красивые романтические фильмы с физиологическими подробностями. То есть секс — это красиво. Это нежность, это красота, это любовь. Высшая степень доверия людей друг к другу. А есть похабная порнуха. Вроде бы действие одно и то же, но абсолютно разный смысл. Я считаю, что хорошо снятый и смонтированный профессионалами концерт с хорошим звуком это красиво. Это действительно эротика, история про нежную и прекрасную любовь. А видео, снятое из-под сцены кое-как пьяным человеком на мобильный телефон, это порнуха. Так вот я всегда за любовь и против порно. Я не ханжа. Просто это красиво и прекрасно.
— То есть группа «Пилот» и в частности вы перфекционисты?
— Я бы не сказал. Просто я как всякий нормальный человек стараюсь делать своё дело хорошо и стараюсь в этом совершенствоваться. Во всех аспектах своего дела. И видеоконцерт это тоже аспект определённых артистов и в звуке, и в видео, и в шоу. Тут зависит от наших возможностей, ведь не всегда всё получается. Но мы стараемся двигаться всё время к лучшему результату, конечно. Я стараюсь делать всё идеально и безупречно, но если это не получается, я, грубо говоря, не впадаю в бешенство.
В конце выступления Илья Чёрт пообещал, что в 2017 году «Пилот» обязательно приедет в Великий Новгород в рамках празднования 20-летия группы.
Смотрите также
Только «Тосно», только победа!
Уже сегодня, 11 июля, в Великом Новгороде впервые стартует первенство Футбольной национальной лиги. После четырёх домашних матчей на стадионе «Электрон» футбольный клуб «Тосно», проникшийся атмосферой заполненного стадиона, решил продолжить играть здесь и дальше. А это значит, что в лучшем случае новгородцы смогут устроить себе праздник футбола 19 раз. Давайте теперь разбираться, что к чему.
Игорь Растеряев: В Новгородской области настоящие русские дороги (1)
В апреле в Великом Новгороде состоится концерт певца и композитора Игоря Растеряева, получившего известность в интернете благодаря видео «Комбайнёры». Корреспондент «Новгород.ру» поговорил с Игорем о его творчестве, музыкальном вкусе, алкоголизме, авторском праве и русской дороге.
Третья жизнь стадиона «Центральный» (8)
Сегодня, 30 декабря, в 17:00 после первого этапа реконструкции состоится товарищеский матч «Эстафета поколений». В нём сразятся ветераны спорта, ранее выступавшие за «Электрон», и юные футболисты 1998/1999 года рождения. По этому поводу «Новгород.ру» подготовил материал о стадионе, который за 60 лет пережил две смены названия, две реконструкции и один переезд.
Объективность Молодёжной палаты (6)
На прошлых выходных в Думе Великого Новгорода состоялись выборы в Молодёжную палату, а на днях уже выложили список тех, кто получил место в палате. Но так ли объективен сам механизм и нужны ли такие кадры в Молодёжной палате?
На северо-западе сезон по регби подошёл к концу. Для новгородской команды по регби он заканчивался матчем с «Приморцем» из Санкт-Петербурга. Вообще, новгородский варяг — это единственный «гость» в чемпионате.
Кубок Новгородской области 2011
В минувшие выходные, двадцатого и двадцать первого августа в Великом Новгороде прошли III открытые соревнования по алтимат фризби «Кубок Новгородской области». Сильнейшие команды из Москвы и Санкт-Петербурга вновь приехали показать на что они способны, так как «КНО» неофициально считается финальной чертой перед чемпионатом России.