Под боком у Путина: как полюбить внутренний туризм
Национальный парк «Валдайский» решил расширить свою аудиторию и пригласил в информационный тур представителей туристических фирм и журналистов. Интернет-портал «Новгород.ру» присоединился к поездке, чтобы своими глазами увидеть, что может сегодня предложить туристу новгородская глубинка.
«Купола не работают»
Перед нами стоянка то ли древнего человека, то ли современного туриста. Деревянный шалаш установлен на траве из пластика, пол застелен шкурами, внутри лежит расстроенная гитара. Рядом в котелке покоится вяленая рыба.
Экскурсовод приглашает туристов залезть внутрь шалаша, полежать на шкурах, потом достаёт баночки с лесными растениями и протягивает гостям, чтобы они в этом небольшом помещении, могли почувствовать запах настоящего леса.
Мультимедийная экспозиция в национальном парке «Валдайский» «Путешествие от Селигера до Боровно» носит слоган: «Трогать разрешается». Здесь можно узнать о природе заповедника, не выходя на местность. Сейчас в учреждении думают, как привлечь новых туристов на Валдай.
— Купола уже не работают, как 10-15 лет назад. К нам приезжают не столько верующие люди, сколько любопытствующие. Сейчас туристы, как в Европе и Америке, тянутся к природе, — рассказывает председатель совета некоммерческого партнерства «Туристический центр «Валдайский» Михаил Пикин.
Национальный парк создавался в начале 90-х, чтобы защитить Валдайскую возвышенность от вырубки лесов. Сегодня 65% его площади занимает природа, остальная территория — это, так называемые, «белые пятна», то есть жилые территории, куда входит сам Валдай, а также резиденция президента Владимира Путина и посёлок для его друзей. Как рассказал директор парка Виктор Соколов, коммуникации на этих территориях были проложены ещё в 60-х годах, так что создать закрытый от человеческой деятельности анклав не получится.
Сегодня задача парка — увеличить поток туристов, но при этом не навредить природе. Сейчас заповедник в год принимает более 19 тысяч гостей. В основном приезжают корпоративные клиенты из Санкт-Петербурга и Москвы.
— Раньше ездили в Питер на дни рождения и свадьбы, а теперь на Валдай, также партии иногда, заигрывая с электоратом, тоже заказывают корпоративные туры, — рассказывает Михаил Пикин.
Директор туристической фирмы «Вера» из Санкт-Петербурга Татьяна Чудакова уверена, что тем туристам, которые, скажем, побывали в Казани, в Валдае может показаться скучно. Туристические объекты с годами остаются теми же, а местный сервис не становится лучше.
— Конечно, можно сюда съездить, но надо совершенно по-новому преподносить это место. Типовые программы, которые здесь существуют годами со стандартным набором экскурсионных объектов, все истоптаны. Это не будет востребовано. Мы ждём новых идей. Дайте нам их! Здесь, конечно, нужно другое финансирование. Тут дача Путина, тут сам Бог велел что-то сделать, — отметила Татьяна Чудакова.
Другой Валдай
Сейчас стандартная программа посещения Валдая состоит из трёх основных точек: Иверский монастырь, Музей колоколов, Музей уездного города. Все эти места рассказывают о прошлом, но что из себя представляет современный город?
На берегу озера красуются кирпичные коттеджи, построена новая детская площадка, по песку бродят утки, медленно перекатываясь с одной лапы на другую. Открывается вид на Иверский монастырь.
Мы разворачиваемся и отправляемся вглубь города. Коттеджи сменяются заброшенными зданиями, обгоревшими крышами и недостроенными объектами. Вот выцветшая вывеска бургерной, рядом закрывшаяся кофейня.
Местные рассказывают, что общепит в городе есть. Например, кафе, где можно на сто рублей заказать первое, второе и третье. В бургерной, говорят, кофе подавали за 250 рублей. Но в недорогом заведении находиться долго опасно, могут потребовать дополнительную плату с состоятельного туриста. Есть ещё приличное место — кафе «Уездное», находится перед заброшенным зданием екатерининского путевого дворца.
Мы направились в кафе на улице Луначарского, расположенное недалеко от берега. Это такое место, которому не нужно название. В полдень за столиком у входа уже сидят двое завсегдатаев, потягивая пиво.
Всё меню этого заведения умещается на листе А4. Между двумя холодильниками с напитками на подставке стоит рог. Он выдаёт происхождение хозяйки этого места. Фатима уже 20 лет в Валдае и мечтает вернуться в родной Кисловодск.
Она показывает нам пару снимков, сделанных на «мыльницу». На фото стоят загорелые мужчины, рядом Фатима, у неё тёмные волосы, ещё не покрывшиеся сединой.
— Узнаете? — спрашивает она. — Это Хазанов, а это Макаревич.
Артисты заходили к Фатиме в кафе, а она угощала их хычинами. Вообще, Валдай — это российский Голливуд. Здесь находились дачи Бориса Ельцина, Эльдара Рязанова, Александра Абдулова, бывшей жены Бориса Гребенщикова Людмилы Шурыгиной.
Местные жители могут рассказать о том, как Бедрос Киркоров пел в одном из местных кабаков, или как Путин застрял в новом лифте в доме отдыха «Валдай». Неважно было ли это на самом деле или нет, важно, что знаменитости действительно посещают Валдай, о них складывают анекдоты и легенды, которые и могут стать туристическим продуктом, повествующем о современной истории Валдая.
Одна из представительниц туроператоров задала вопрос о даче Сталина, которая сейчас находится в введении управления по делам президента, попасть туда можно если только приезжаешь в дом отдыха «Валдай», а это удовольствие не из дешёвых.
— У управления нет идеи зарабатывать деньги, — только и сказал Михаил Пикин.
Так и получается, что «белые пятна» на карте парка не всегда готовы сотрудничать.
Туризм как способ познания
Новый продукт, который предлагает национальный парк «Валдайский» — это экологические тропы. Самая длинная из них достаточно быстро заканчивается, её протяжённость меньше двух километров. По пути встречается родник и болото. Останавливаемся у дерева с налипшими на ствол грибами.
— Раньше из них шили перчатки, — рассказывает экскурсовод.
Моросит дождь, но не все экскурсанты торопятся раскрыть зонты. Группа идёт по песчаной тропинке не спеша.
— Я подышала, и у меня душа запела, — поделилась впечатлениями одна из участниц прогулки-экскурсии.
Родоначальник водного туризма в Боровичах, руководитель компании «Горная Мста» Владимир Николаев может очень долго рассказывать о родном крае. Он влюблён в местную природу. Эта любовь помогла ему создать туристический бизнес и сейчас помогает развивать его.
Владимир Николаев не отрицает, что турбизнес в регионе сталкивается со множеством проблем, начиная с отсутствия дорог и заканчивая административными барьерами. Так что и приходится черпать силы из собственного энтузиазма, основанного на той самой любви к родному краю.
— Мы стали сплавляться, у нас это пошло. Когда сплавляешься, надо что-то рассказывать, и мы в историю стали копать, а там столько всего интересного. Например, академик Владимир Комаров свой первый гербарий собрал в Валдайском регионе на берегах Мсты, приезжая в гости к своему деду Михаилу Линденбауму в село Ровное. Вы когда начинаете копать, у вас появляется интерес, вы открываете что-то новое. Если человек открывает что-то новое, у него есть движение вперёд, то ему не становится скучно. У нас просто места недораскрученные, — заключает Владимир Николаев.
Экотропа заканчивается, и мы выходим к началу маршрута. Здесь за деревянными стендами кто-то накидал бумажек. В лесу нет урн, и туристы по привычке выбросили ненужное прямо на траву.
— Сюда не каждый человек приедет отдыхать, — рассуждает директор новгородской туристической фирмы «Славяночка» Галина Матолинец. — Взять бутылочку водочки, один человек умеет с ней обращаться, посидеть на природе и расслабиться, а другой не очень. Тут даже далеко ходить не надо, кто-то бумажки, которые у него были, швырнул и пошёл дальше. Этой категории людей здесь делать нечего. Всё связано, как личность со школы развивается, так она и отдыхать будет. У туризма такие особенности. Чувство патриотизма, кстати, тоже отсюда формируется.
Смотрите также
«Не вижу того, кто бы мог представлять мои интересы» 69
17-летний Сергей Кузнецов, учащийся Политехнического колледжа НовГУ, организатор митинга против коррупции первым был задержан полицией 12 июня. Его обвинили в организации несогласованного шествия. Нарушение будет рассматривать комиссия по делам несовершеннолетних сегодня, 21 июня. Кузнецов рассказал «Новгород.ру», почему он и его сверстники выходят на митинги.
«Вытрясли душу»: Как живёт новгородка Алёна Медянцева после теракта в питерском метро 2
Третьего апреля Алёна Медянцева вместе с мамой ехала в вагоне питерского метро, когда в нём сработало взрывное устройство. Позже журналисты напишут, что мать погибла, прикрывая собой дочь. В одну секунду на семью Алёны свалилась тяжёлая трагедия. В социальных сетях её завалили сообщениями, которые не всегда носили доброжелательный характер. Алёна Медянцева и её муж Станислав Антипенко рассказали «Новгород.ру», почему важно в этот момент, несмотря ни на что, не испытывать злость, а продолжать любить.
Георгиева крест. Что такое «бизнес со смыслом», и почему большие деньги не любят, когда о них постоянно думают 7
Антон Георгиев из Питера — предприниматель первого призыва, типичный представитель поколения 90-х, которое пришло в коммерцию на романтике и жажде быстрых денег. Сегодня это человек с не самыми примитивными целями в бизнесе — он развивает швейную фабрику «Крестецкая строчка» в Новгородской области, торгует фермерским медом, а также занимается возрождением деревни, которая уже давно бы вымерла без его усилий. Как «рядовой солдат русского капитализма» прошел путь от эпохи первоначального накопления капитала до «бизнеса со смыслом», и что важного понял по пути — корреспондент интернет-портала «Новгород.ру» Лена Ваганова провела с Антоном Георгиевым рабочий день, чтобы ответить на эти вопросы.
Комментарии