Авторский контент: Иллюстратор Илья Алексеев об остросоциальных картинках и безлюдных выставках
Для серии публикаций о новгородцах, создающих интересный авторский контент, корреспондент «Новгород.ру» поговорил с Ильёй Алексеевым. Иллюстрации новгородца можно увидеть в новгородских СМИ, на городских афишах, а также в его инстаграме. В интервью он рассказал, как решил целый год рисовать по портрету в день, какие темы ему интересны и реально ли зарабатывать на жизнь только иллюстрациями.
— У вас в соцсетях в информации об образовании указано «управление земельными ресурсами», «земельный кадастр», как вы стали дизайнером?
— Я начал во время учёбы, получилось так, что мне пришлось помогать с оформлением каких-то буклетиков, справочников, как-то потихоньку всё и пошло. Я так и доучился до пятого курса, диплом защитил, но в итоге ни дня и не проработал по этой специальности, по землеустройству. Всё больше и больше уходил в оформление. Сначала просто в дизайн, потом добавилась фотография, сейчас дошёл до картинок.
— С чего началось увлечение фотографией?
— Как обычно всё начинается: покупаешь фотоаппарат и начинаешь фотографировать. Просто стало интересно. Потому что, когда занимаешься оформлением изданий, там нужны фотографии, интересно, как они появляются, интересно попробовать самому. Потому что я сам оформляю, я знаю, какая фотография нужна, я могу её сам сделать. Ну и пошло. Я поснимал, сделал большой проект «Русь огородная», выставка была в «Диалоге».
— Этот фотопроект должен был завершиться стажировкой за границей?
— Это была датская школа медиа журналистики, там у нас был мастер-класс фотожурналистики. Я его закончил и после этого понял, что всё, я наснимался. Казалось бы, нужно было продолжать после опыта этого, но наоборот всё как раз закончилось. По крайней мере как-то плавно скатилось и перешло на картинки. В иллюстрации, по крайней мере, сейчас, мне кажется, ещё больше возможностей. Там можно совсем несуществующие вещи совмещать. Чего фотографиями не сделать. И мне нравится это.
«Я просто бегаю, — рассказал о появлении серии с бегунами Илья. — Нет никаких сложных подоплёк. Просто взять и порисовать. Я нарисовал одну, зимнюю, потому что я в этом году впервые бегал зимой, и это так было удивительно, что это, оказывается, не так сложно. И тогда я нарисовал картинку. Раз зима есть, надо остальные три сезона прорисовать».
— Как переключились на рисование?
— Я пошёл в наши местные студии. Всё, что у нас тут в Новгороде есть, например, студия в ГДК, ей лет пятьдесят, наверное. Ходил со студентами-дизайнерами в НовГУ, просто пришёл к ним на курс, они занимались полностью, я ходил только на рисование. Очень хотелось научиться. Но то, чему учат, такой классический подход, он не сильно нужен в иллюстрации. Но как база это здорово. Даже сама эта эстетика, которую там преподают, классическая школа, она нужна не везде, она где-то уместна, а где-то можно нарисовать левой рукой, коряво, и всё равно это подойдёт и будет здорово.
— В инстаграме вы выкладывали портреты известных людей…
— Портреты я закончил, я перестал их выкладывать. У меня была задача рисовать год по картинке в день.
— Как вы выбирали героев для портретов?
— 1 января был день рождения Даниила Гранина. Я тогда подумал, почему бы мне его не нарисовать. А потом тут же подумал, почему бы не нарисовать каждый день по одному. И вот так я начал абсолютно без задней мысли, просто внезапно решил, смогу ли я выдержать такой марафон, чтобы каждый день, невзирая ни на работу, ни на что, выдавать по картинке как угодно, любой ценой. Две недели я был в летней школе «Русского репортёра», поэтому я пропустил, но в итоге я каждый день выдавал. Сначала был Даниил Гранин, а потом были люди, которые казались мне значительными в тот момент. Там были искусствоведы, политики, а потом вышло так, что они все были россиянами, и я подумал, ну я тогда продолжу и попробую найти 365 россиян, не брать иностранцев. Перебрал всех физиков, всех математиков. Главным было попробовать техники всевозможные. У меня не было глобальной цели, мне просто нужно было набить руку, потренироваться, попробовать что-то новое, чтобы потом дальше использовать в коммерческих работах.
— В итоге это переросло в выставку «Человек в нескольких штрихах» в «Диалоге», как там люди реагировали на ваши работы?
— Обычно все приходят на открытие, а потом выставка висит в пустом зале оставшиеся эти две недели. На открытии конечно же все улыбаются, говорят как здорово, а потом все расходятся.
— Вы потом видели, что никто не ходит на выставку?
— Да у нас вообще никто на выставки не ходит. На открытие — да, а вот на следующий день там будет одна уборщица. Факт остаётся фактом — если прийти на выставку в рабочий день, там никого не будет.
— А в чём смысл тогда делать выставку, если вы можете показать свои работы в инстаграме, соцсетях?
— Так я и делаю. Сергей Борисович [Пухачёв] (руководитель НЦСИ — прим. ред.) предложил. Я говорю, давайте сделаем. Была площадка, были даты удобные, почему бы нет?
— Там тогда отдельно висели работы с новгородскими известными людьми, как вы их выбирали?
— До этого, где-то за год до портретов, у меня была идея нарисовать известных новгородцев. Я начал, несколько штук нарисовал, но потом что-то пошло не так, они как-то долго получались. Может быть, опыта было меньше, но получались у меня так медленно, с трудом, и потом уже после этих портретов не нравились. Но Сергей Борисович сказал: «Нужны новгородцы». Пришлось показать, он выбирал. Они висели, но я, честно говоря, их бы не вешал. Там все наши известные историки, бандиты — все, кто был на слуху в городе.
— Чем вам интереснее всего заниматься в иллюстрации? Какие сюжеты, темы близки?
— Я больше смотрю сейчас на газеты, журнальные иллюстрации, к статьям, к текстам. Кому-то нравятся детские книги, кому-то городские зарисовки, а я вот пока ищу себя. Смотрю на журнальную иллюстрацию, там, где метафоры нужны, где можно как-то остроумно пошутить. Что-нибудь такое остросоциальное, например. Показать своё отношение к этому через иллюстрацию.
— То есть вы следите за новгородской повесткой и…
— Ну новгородская, наверное, не очень острая. Но примерно так обычно и происходит. Что-нибудь такое случилось, можно как-нибудь остро пошутить. Опять же если этим заниматься целенаправленно. Поскольку у меня есть работа, мне хватает там ещё, не всегда мне удаётся шутить на какие-нибудь эти темы. Но вообще да, идея такая. Можно было бы не портреты рисовать, а брать новости и иллюстрировать новости целый год.
— Сейчас иллюстрация становится популярнее фотографии? В крупных СМИ теперь часто иллюстрируют материалы не фотографиями.
— На Западе это уже сто тысяч пятьсот лет всё происходит, а у нас люди ещё пока привыкли видеть реалистичные фотографии, и метафоры не воспринимают. Ну не все и не всегда. «Новгород.ру», например, понимает, что это можно сделать, и это работает, всё нормально получается, все всё понимают.
— Насколько реально зарабатывать только иллюстрацией?
— Вообще реально, но я пока не скажу, что могу зарабатывать исключительно этим, всё равно работаю дизайнером в основном. Есть люди, которые занимаются иллюстрацией целыми днями, и им хватает на жизнь.
— У вас есть такая цель?
— В принципе можно потом перейти, потому что я достаточно долго занимаюсь дизайном, вёрсткой. Поэтому, если удастся, то хорошо, нет так нет.
Смотрите также
Авторский контент: Вячеслав Савин и «Валдайский синдром» 7
«Новгород.ру» продолжает рассказывать о новгородцах, создающих интересный авторский контент. Это владельцы сайтов, фотографы, блогеры, ведущие Instagram и Youtube каналы. В этом интервью на наши вопросы ответил автор Youtube канала «Валдайский синдром», рыбак, охотник, грибник, краевед и немного исследователь Вячеслав Савин.
Авторский контент: Тимофей Шутов и Валдайком 7
Этим материалом «Новгород.ру» открывает цикл публикаций о новгородцах, создающих интересный авторский контент. Это владельцы сайтов, фотографы, блогеры, ведущие Instagram и Youtube каналов. В первом интервью на вопросы «Новгород.ру» ответил владелец сайта valday.com, блогер, фотограф и даже немного краевед Тимофей Шутов.
Комментарии