Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова: Местное самоуправление финансово обескровлено
Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова: Местное самоуправление финансово обескровлено
На прошлой неделе председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова приехала в Великий Новгород, чтобы поддержать команду кандидатов, которая шла на выборы в городскую думу. Корреспондент «Новгород.ру» поговорил о депутатской кампании, проблемах, которые предстоит решать в парламенте, и о том, почему либеральная партия критикует пенсионную реформу.
— Вы тоже начинали с горсовета в Петрозаводске, почему пошли в муниципальные депутаты?
— Я в тот момент была директором лицея, муниципального образовательного учреждения, и, конечно, хотелось создавать условия для городских детей, чтобы система образования города отвечала всем потребностям времени и обеспечивала хорошие условия и высокое качество образования. Но и не только для этого. Я видела и понимала потенциал города, что он просто безграничен, и город может быть очень интересным, современным и очень богатым. И очень хотелось, чтобы этот потенциал работал, и чтобы город таковым становился.
— Если кандидатам от «Яблока» удастся пройти в думу Великого Новгорода, какие проблемы они будут решать?
— У города много проблем. Я уже второй раз в Великом Новгороде, приезжала во время губернаторской кампании. Партия следит, ведёт мониторинг состояния всех регионов, у нас есть специальная аналитическая служба, и мы делаем это постоянно, а уж в то время, когда в том или ином регионе проходят выборы, то это уж особенно, конечно, тщательный такой анализ. Поэтому я знаю не только в связи с аналитической работой партии, но и приезжая сама сюда, что проблем достаточно много.
В городе, который находится в том краю, где, можно сказать, становление российской государственности происходило, который является таким потрясающим центром российской истории и культуры, он, конечно, должен очень достойно представлять и сейчас наше российское государство. Он должен быть одним из самых ярких и самых красивых, и самых благоустроенных, и благополучных городов. И при этом мы видим, что городской бюджет в этом году составляет 5,5 миллиардов рублей. Это, конечно, совсем небольшие деньги для того, чтобы решать те проблемы образования, содержания всех школьных, дошкольных зданий, учреждений культуры, дополнительного образования, — это всё полностью в полномочиях муниципальной власти. Благоустройство, состояние дорог, расселение аварийного жилья, городское освещение, спортивные объекты, много что другое вот на такую сумму — 25 тысяч на душу в год — просто не решить.
— Что «Яблоко» предлагает?
— «Яблоко» предлагает серьёзную бюджетную реформу на федеральном уровне, но и для регионального и муниципального уровня у нашей команды есть предложения. Вообще если говорить о бюджетной политике, в чём сейчас её слабое место, — то, что местная власть, местное самоуправление сейчас абсолютно финансово обескровлено. Мы проводили большое исследование по стране: 54% всех собираемых на территориях налогов уходит в федеральный бюджет, 40% на региональном остаётся и только 6% — на местном уровне. Но это в среднем по стране.
И вот, скажем, в том же Великом Новгороде собирается 12 миллиардов рублей налогов. Это 60% всей доходной базы консолидированного бюджета области. И если взять такой, к сожалению, в наше время при таком нашем экономическом состоянии, основной бюджетообразующий налог — это налог на доходы физических лиц, только 15% собираемого в городе вот этого налога остаётся здесь в городе. Это 750 миллионов. Хотя федеральный закон и бюджетный кодекс позволяет региону самому устанавливать эту планку. Поэтому наша команда предлагает, чтобы 30% этого налога оставалось в городе.
Что касается федерального уровня, мы предлагаем, чтобы 33% всех собираемых вообще налогов оставалось на местном уровне, 33% — на региональном и оставшиеся 34% — на федеральном. Тогда у властей всех уровней будет стимул создавать условия для предпринимательства, для бизнеса.
— На сколько депутатских мандатов рассчитывает «Яблоко» в эту кампанию?
— Я думаю, три мандата должно быть как минимум (По итогам выборов партия, хотя и набрала 11% голосов избирателей, по методике распределения мандатов получила только одно место в думе. — прим. ред.). Чем больше, тем боеспособнее будет наша команда, тем громче будет звучать её голос. Анна Черепанова, которая возглавляет наш список, специалист в вопросах бюджета, кандидат экономических наук. Анна Фёдоровна много лет занималась антикоррупционной деятельностью, поэтому она знает все вот эти нюансы, где и каким образом происходят утечки денег в коррупционных целях, как их можно использовать более эффективно. Неслучайно наше региональное отделение постоянно проводит экспертизы бюджетов и даёт свою оценку тому, как выстраивается бюджет.
Поэтому именно такие специалисты важны в депутатском корпусе, потому что именно такие депутаты будут осуществлять то, что нам сейчас острейшим образом не хватает — это политический контроль. Кто как не депутат от оппозиционной партии. Он сразу указывает власти на все слабые места. Поэтому нормальная власть вообще молиться должна на оппозицию, на руках её носить. И здоровая власть всегда и крепкая там, где вот так относятся к оппозиции, потому что это люди, которые первыми просигнализируют про любую опасность для власти и укажут на неё в отличие от лояльных депутатов, которые только вот головой кивают, кнопочки жмут, ручки поднимают.
— На что сможет повлиять маленькая фракция?
— Повлиять могут на всё. Депутат — трибуна городской думы, которая позволяет давать оценки любой правотворческой инициативе, любому решению власти, позволяет вносить альтернативу и предлагать свои решения. Кроме того, у всех депутатов есть контрольная функция: это запросы информации, подготовка депутатских запросов с целью решения любой проблемы. Поэтому инструменты есть. Я сама сколько лет являюсь оппозиционным депутатом и понимаю, конечно, трудно провести ту или иную законодательную инициативу, когда ты бетонную стену видишь, натыкаешься на неё. Но при этом и избиратели видят и понимают, кто что предлагает и кто за что голосует.
— В прошлую кампанию новгородцы поддержали «Яблоко», потому что было много узнаваемых людей. В эту многие не знают кандидатов, вы не видите проблемы в том что не очень медийные, узнаваемые люди идут?
— Я не думаю, что Сергей Трояновский не известный новгородцам человек, он в списке. Илья Довгий, Алексей Сабельский, Анна Черепанова и Ксения Черепанова, присутствующие в медийной повестке люди. А кого более известного? Аллу Пугачёву во главе списка нам поставить? [Андрея] Никитина когда прислали губернатором, вообще никому неизвестный человек, с которым сколько было, наверное, надежд, аж целое «Агентство стратегических инициатив» возглавлял. Вроде бы, центр инноваций и всего передового вообще в стране. И думали, что будет вся область пилотная площадка, где сейчас инновации закипят, новые форматы и управленческие, и технологические, и что мы видим? Два первых зама? Правильно ведь я помню? Я тогда сказала, что в стране, в которой есть старый новый год и где основные образовательные программы реализуются за счёт дополнительных, почему не быть двум первым замам.
— В 2016 году, когда избиралась Новгородская областная дума, произошёл раскол в местном отделении «Яблока», был крупный скандал, какая сейчас обстановка?
— Сейчас хорошая обстановка, команда единая, очень позитивно настроенная. И настрой такой боевой. Самое главное, что вступают новые люди. Причём люди с хорошим жизненным опытом, профессиональным опытом, с гражданской позицией.
— Появляются ли молодые люди, как вы работаете с молодёжью?
— Молодые люди появляются в целом вообще в партии, во всех регионах, в Москве сейчас целая огромная команда, почти 300 человек пришли во время муниципальной кампании год назад. Только что я была в Омске, там 10 человек активной молодёжи. В Петербурге приняли в течение последних двух месяцев больше 60 человек. Очень много и в Москве, и в Петербурге идёт людей, работающих в сфере IT.
— Хотя партия «Яблоко» либеральная, она критикует пенсионную реформу, почему?
— Потому что сейчас это крайне несвоевременное и крайне опасное решение. Хотя именно либеральная партия должна была бы поддержать такое решение, я, выступая даже у себя в законодательном собрании [Республики Карелия] сказала, что мы проголосовали бы за это решение, но при соблюдении очень важных условий.
Во-первых, ликвидация «серого» сектора экономики и неформальной занятости, когда человек официально оформлен, но часть зарплаты получает в конвертах. Потому что вот эта неформальная занятость и плюс, если ликвидировать безработицу, которая сейчас есть, это уже дало бы в совокупности по этим позициям три триллиона сто миллиардов, по некоторым оценкам, три триллиона четыреста миллиардов рублей, в пенсионный фонд дополнительно.
Кроме того, нужно модернизировать производство, нужно создавать те самые высококвалифицированные рабочие места, 25 миллионов которых обещал Путин указами 2012 года. Ссылаются на европейские страны, что вот они повысили пенсионный возраст. Но они его повысили, когда они обеспечили совершенно другое качество жизни своим гражданам. Они все в «клубе 80+»: и Франция, и Великобритания, и Германия, — там везде продолжительность жизни 81-83 года. Там здравоохранение, на которое тратится процент ВВП в два раза больший, чем у нас. Это качество здоровой, долгой жизни. Нам рассказывают про то, что повысили продолжительность жизни, но ведь это сделано только за счёт уменьшения детской смертности, а не за счёт увеличения жизни в старших возрастах. Люди старших возрастов не стали жить дольше.
Поэтому нужно изменить ситуацию в здравоохранении, чтобы услуги были качественными, доступными, высококвалифицированными. Нужно изменить ситуацию в образовании. Оно должно стать образованием на протяжении жизни. Чтобы человек в любой момент своей жизни, в 40, 50, хоть в 70 лет, мог получить новые компетенции, новую профессию. Рынок труда меняется очень быстро, целые профессии будут выпадать отраслями, сферами, нужно, чтобы люди могли переучиваться. Кроме того, нужно качественно изменить бытовые условия людей. Когда у нас миллионы людей живут без водопровода, без канализации, без отопления. Только в Новгородской области, по данным наших аналитиков, 53,5% жилищного фонда не имеет горячей воды, 43% не имеет канализации, 37% — отопления, 36% — водопровода. То есть человек на работе здоровье гробит и приходит — дрова наколоть надо, печки истопить надо, воду носить надо. На элементарные бытовые условия в XXI веке тратит столько сил и времени. Нужно обеспечить элементарные бытовые условия и качество жизни вывести на новый уровень, и только потом можно заводить разговор о том, что надо повышать пенсионный возраст.
— Какие у «Яблока» конкретные предложения по решению этих проблем?
— Что предлагает «Яблоко»: во-первых, изменить нашу внешнюю политику. Для того, чтобы изменилась ситуация в экономике, и с пенсионным фондом в том числе. Потому что в результате провальной внешней политики мы только в результате санкций и ответных, введённых нами антисанкций потеряли 9,5 триллионов рублей с 2014 года. У нас расходная часть российского бюджета годового 16 триллионов, то есть это две трети годового бюджета. Внешняя политика должна стать политикой обретения друзей, а не врагов. И не должен народ расплачиваться за такие действия Путина и нашего внешнеполитического ведомства.
Второй момент — «серая экономика», где, я уже сказала, три триллиона рублей мы теряем. То, что сейчас делает правительство, в том числе предлагая ввести уголовную ответственность в отношении работодателей, если они начнут увольнять в предпенсионном возрасте, это та мера, которая будет только способствовать, что этих людей будут выводить в «серый» сектор.
Кроме того, что предлагает партия. Каждый год мы недополучаем где-то 400 миллиардов рублей дивидендов от госкорпораций. Они должны идти в пенсионный фонд. У нас профицитный бюджет. В этом году мы уже за полгода получили 1 триллион 650 миллиардов рублей дополнительных нефтегазовых доходов. Поэтому очень много способов, и средств, и ресурсов, и возможностей, а государство превратилось в ту корпорацию, которая получает ренту от продажи нефти и газа, а теперь ещё откровенный просто грабёж людей и за счёт повышения пенсионного возраста, и за счёт повышения НДС. Сейчас за три года только за счёт того, что НДС увеличили на 2%, будет получено 3 триллиона рублей. Граждане наши, каждый заплатит за это где-то 13-16 тысяч за три года. Это налог на чек: каждый, выходя из магазина видит, сколько у нас там на покупки начислено НДС.
Вот чем у нас занимается государство. Оно не умеет зарабатывать, оно умеет только у нас отбирать и делить. Причём делить ещё по такому принципу, что тем, кто поближе и свои, родные — им 90%, остальным разделят по чуть-чуть.
— «Яблоко» организовало митинги, акции протеста, вы считаете, это поможет как-то изменить ситуацию, переломить?
— Безусловно. То, чего больше всего власти сейчас боятся, это уличной активности и протестных настроений. То, что Путин сейчас предложил, это уже является результатом этих протестов.
— Что вы думаете по поводу предложенного президентом смягчения пенсионной реформы?
— Опять-таки декоративные меры, никак не обоснованные, явно заранее были предусмотрены. Неслучайно Путин только выступил, а через два дня [Татьяна] Голикова говорит: «В бюджете учтены все предложения президента». Ну когда они за два дня успели их там учесть? Это явно было так спланировано, что мы «выкатим» по полной все эти меры, а потом сделаем послабление, чтобы пар выпустить и всех успокоить.
Комментарии