Экосистема ЖКХ, или как начать бороться с бюрократией и упростить жизнь потребителям

2.3K
5
Автор: Александр Басун
Вторник, 12 марта, 01:10

В эпоху информационных технологий и цифрового развития сфера ЖКХ за многие годы практически не сдвинулась с места. Потребителям по-прежнему в почтовый ящик кладут пачку квитанций, а собирать данные приходят сотрудники управляющих компаний. Однако первые шаги для автоматизации этих процессов уже делаются.

В конце февраля ПАО «Ростелеком» вместе с группой компаний «Русская Европа» анонсировала «умный» дом, построенный в Светлогорске Калининградской области. Это первый на Северо-Западе многоквартирный дом, оборудованный системой сбора данных с приборов учёта коммунальных услуг, видеонаблюдением и «умным» домофоном.

Многоквартирный дом в жилом комплексе «Резиденция Максим» (Светлогорск, Калининградская область)

Все три функции являются единым продуктом. По периметру дома установлены 11 видеокамер, ведущих круглосуточную съёмку, в том числе и ночную. При этом их можно настроить по индивидуальному сценарию, например, реагировать только на движение или крики. Остальные же две функции вызывают определённый интерес.

Сколько «накапало»?

Система сбора и хранения данных с приборов учёта коммунальных услуг достаточная проста и в целом состоит из трёх компонентов:

  • Приборы учёта с возможностью дистанционного сбора показаний;
  • Оборудование, предназначенное для сбора и передачи данных;
  • Программное обеспечение — личный кабинет, разработанный «Ростелекомом».

Доступ к личному кабинету имеют как потребители, так и управляющая компания. Фактически «Ростелеком» выступает третьей стороной, что делает процедуру сбора данных прозрачной. То есть и у управляющей компании, и у жильцов данные об объёме потребляемой электроэнергии, воды и тепла будут идентичны. Любую платёжную квитанцию потребители смогут сверить в личном кабинете.

Ещё одно из преимуществ — экспорт данных. Личный кабинет «Ростелекома» позволяет выгрузить данные в двух форматах CSV и XLS. Для потребителя эта функция, скорее всего, пригодится в случае, если он захочет посмотреть расходы за определённый период и понять, как можно сэкономить.

Для управляющей компании такая функция в разы упростит работу, а также сэкономит силы и время. Буквально в несколько кликов можно собрать данные со всего дома. Пилотный проект реализован в доме с 32 квартирами, где обойти и снять показания за один раз — задача несложная. А вот в доме с 400 квартирами лучше поработать головой, чем ногами. Пока это только первый шаг, и интеграции с платёжными системами сейчас в «Умном доме» нет.

Как это работает

Все счётчики потребителей разведены по блокам и находятся в разных местах, но данные с приборов учёта «стекаются» на сервер или, проще говоря, в «ящик с мозгами». Общая сумма только одних счётчиков составляет около 10 тысяч рублей на одну квартиру.

Приборы учёта на холодную и горячую воду. Для горячей воды используются счётчики компании «Санекст.Про» с поддержкой дистанционного сбора данных.

 

Для холодной воды используются российские «Пульсары».

 

Все данные передаются с приборов учёта в «мозг» умного дома. Внутри есть роутер, счётчик импульсов, контроллер шины, блок бесперебойного питания, преобразователи и ещё пара железок, обеспечивающих передачу данных на серверы «Ростелекома».

 

Вторая половина «мозгов» умного дома.

Организовать проводную систему сбора данных с приборов учёта не так сложно в строящемся доме. Точно такой же сервис можно сделать и в готовом многоквартирном доме, только придётся потратить больше времени и сил. Для построенных домов используется беспроводное решение: всё оборудование, включая приборы учёта, имеют радиомодули.

Рядом со счётчиком ставится модем, работающий от батарейки. Кроме того, в беспроводном решении добавляется базовая станция, её стоимость составляет около 25-30 тысяч рублей. Однако её плюс в том, что она способна «накрыть» определённую территорию.

— При грамотной организации можно охватить сразу несколько домов. Мы можем туда заводить и другие сервисы. Например управление освещением, — уточнил директор департамента планирования технической инфрастуктуры МРФ Северо-Запад «Ростелеком» Константин Маевский. — Или же установить датчики на мусор. Датчик ставится на бак, он замеряет уровень мусора. Сигнал поступает оператору, после чего приезжает машина. Это позволяет вывозить мусор эффективно и не ездить порожняком.

Кто там?

В личном кабинете помимо данных о расходах тепла, воды и электроэнергии есть возможность управления «Умным домофоном». В отличие от обычного домофона, к которому мы все привыкли, здесь есть «глазок», работающий круглосуточно. Весь видеопоток отправляется в облако «Ростелекома» и может храниться там до месяца.

Для входа в дом есть четыре типа авторизации: электронный ключ (брелок), звонок, специальный код и отпечаток пальца.

«Умный домофон» в светлогорской новостройке оборудован функцией IP-телефонии. Другими словами владелец квартиры может перенаправить все звонки в квартиру на мобильный телефон и, соответственно, открыть дверь.

Временные коды удобно заводить сантехникам, электрикам, почтальонам и другим сотрудникам компаний. Владелец квартиры сам присвает имя, комбинацию цифр и время действия ключа. В личном кабинете «Ростелекома» ведутся отчёты по тем, кто заходил и выходил из дома. Для управляющих компаний это ещё одна возможность проконтролировать выполнение заявок.

«Умный дом» от Ростелекома, личный кабинет — myhome.rt.ru

В совокупности с коробочным продуктом «Ростелекома», позволяющим следить и за безопасностью в квартире (это датчики дыма, протечек, изменения температуры и влажности, включение и отключение электроприборов, видеонаблюдение), такой дом превращается в настоящий трансформер, которым можно управлять как с компьютера, так и с мобильного приложения.

Пока в нашем регионе таких домов нет, но первый дом с «умным» домофоном скоро появится в Великом Новгороде. В рамках программы комплексной телефонизации строящихся многоквартирных жилых домов «Ростелеком» вместе «Группой компаний «Луг» реализует пилотный проект по строительству IP-видеодомофонии в строящемся доме жилого комплекса «Орловская усадьба».

ЖК «Орловская усадьба». © «Группа компаний «Луг»

Смотрите также

Беспилотный транспорт — почему мы идём не туда 8

Давно хотел написать какой-то текст по поводу беспилотного транспорта и моего мнения по поводу неверного вектора развития отрасли. И тут прямо под руку «Ростелеком» пригласил на презентацию опытной зоны беспилотного транспортного средства в Сколково. Вот что из этого получилось...

Бум энергосервиса — очередная имитация деятельности, реальная экономия или способ заработать? 13

Последние несколько месяцев городские власти, администрации районов и сельских поселений по всей стране начали массово объявлять конкурсы на право заключения энергосервисных контрактов. Разбираемся, что это такое, зачем это муниципалитетам, и кто на этом пытается заработать.

Рациональный север: Как Архангельская область экономит на энергопотреблении 4

В Архангельской области чуть более десятка ясных дней в году, в среднем за последние три года выдалось 67 солнечных дней. Поэтому энергосбережение — одна из наиболее актуальных тем в этом регионе Северо-Запада, власти и предприятия озаботились вопросом, как сэкономить на электроэнергии.

Комментарии