Опыт Калининграда: Как в областном центре работают служба «112» и комплекс «Безопасный город»

2.7K
1
Автор: Александр Басун
15 марта 2019 года, 12:53

Весной 2018 года ещё на тот момент вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин поручил объединить возможности технологий «112», «Безопасный город» и «Эра-ГЛОНАСС». И пока в Великом Новгороде завершается первый этап строительства «Безопасного города», в Калининграде одна служба с другой давно взаимодействуют.

Вообще в Калининграде предусмотрели возможность объединения служб заранее. Центры «112» и «Безопасного города» умещаются в одном пятиэтажном здании. По одному этажу отдано под каждую службу, административные кабинеты и серверную. Ещё один этаж используется для раздевалок и комнат для отдыха, так как работа у людей напряжённая.

Большая часть затрат для организации таких служб уходит на оборудование, особенно если учесть, что цены на них увеличились из-за роста курса валют. При этом одних железок недостаточно: здесь как и, например, в хостинговых компаниях, нужно оборудовать помещение, иначе внутри будет достаточно жарко.

К серверным комнатам всегда есть особые требования, так и здесь — помещение без окон, оборудованное противопожарной системой, ветиляцией и кондиционерами с фильтрацией воды. Обе системы должны работать в режиме 24/7, поэтому у здания есть основной и резервный канал электропитания, а также отдельная комната с источником бесперебойного питания промышленного уровня.

Только для работы и обработки информации «Безопасного города» используется 15 серверов
Источники бесперебойного питания используются как «переходник» для переключения с одного канала на другой.

Помимо технических требований для работы серверной действуют условия, которые устанавливает ФСБ. Сюда входит опечатка стоек, сигнализация и другое. Жесткие требования есть и к хранению информации: сообщения, поступающие в службу «112», необходимо хранить в течение пяти лет.

Калининградская область одна из тех, кому удалось внедрить службу «112» на территории всего региона. Тут, конечно, не стоит забывать про площадь области, плотность населения и то, что это всё-таки приграничный субъект. На скорость внедрения также повлияла и замена аналоговых станций на цифровые, здесь на помощь пришёл «Ростелеком».

Российская служба спасения

Главная задача системы «112» — приём и обработка экстренных вызовов. Всем известно, что центр обрабатывает звонки, связанные с происшествиями и просьбой о помощи. В день специалисты калининградской службы принимают до 2500 звонков, львиная доля из которых — обращения в полицию и скорую помощь.

В плане организационных моментов «112» — это не просто приём и перевод звонков в оперативную службу. Здесь информация поэтапно отслеживается от приёма звонка до момента реагирования. Местами это похоже на многоуровневую поддержку банка или крупного провайдера.

Ежедневно на смене работает минимум 12 человек. Всего по регионе в «112» организовано 90 рабочих мест.

На первом уровне оператор «112» опрашивает минимальные сведения. В случае с вызовом скорой помощи — симптомы и адрес больного, с полицией — место происшествия и кто звонит. После звонка электронная карточка с информацией автоматически отправляется в профильное ведомство, если произошло ДТП — сразу в три: пожарную, полицию и скорую. Переадресация звонка на диспетчера оперативной службы производится при необходимости задать уточняющие вопросы.

По словам начальника «Отряда государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны» Калининградской области Олега Полищука, внедрение службы «112» позволило выстроить чёткий алгоритм действий. Раньше в оперативных службах творилось непонятно что, теперь можно отследить на каком этапе и при каком действии произошёл сбой.

Олег Полищук рассказывает о предусмотренной в системе статистике. Зелёный столбик на графике — звонки в полицию, оранжевый — в скорую помощь. Круговая диаграмма — количество принятых операторами звонков.

Служба «112» не заканчивается технической частью. Чтобы устроиться сюда работать, сначала нужно пройти многоуровневую подготовку, сдать экзамены, пройти стажировку и психологическое тестирование. В первые месяцы работы здесь была текучка кадров.

— Служба оператора сложна в психологическом плане, потому что человек 24 часа в сутки воспринимает негативную информацию. А мы требуем, чтобы при этом он оставался бодрым и спокойным. Это необходимо, так как человек и звонит в состоянии аффекта, — уточнил Олег Полищук.

По номеру 112 люди обращаются за помощью не только в оперативные службы. Иногда они звонят просто потому, что им страшно идти по тёмному переулку, они остались одни дома или вообще решили свести счёты с жизнью. И по правилам операторы должны принимать любые звонки, поэтому на смене всегда есть психолог и лингвист.

Очень большой брат следит за тобой

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» работает на территории Калинградской области с 2014 года и с каждым годом всё время расширяется. Только вдумайтесь: на территории областного центра установлено 900 камер, в регионе — почти 1200. В этом году планируется установить дополнительно ещё 90. В Великом Новгороде, который по площади меньше Калининграда в два раза, установлено чуть больше сотни.

Ситуационно-мониторинговый центре, сюда выводится вся информация со всех камер системы видеонаблюдения. В смене работает по восемь человек. Операторы трудятся по двум направлениям: мониторинг в онлайн-режиме на наличие «внештатных ситуаций» и поиск информации по запросам от правоохранительных органов.

На улицах Калининграда установлено 686 стационарных, 172 поворотных камер с углом обзора в 360 градусов, 32 инфракрасных прожектора и 14 терминалов экстренной связи. И если у нас камеры фиксировали нарушения ПДД, то здесь вместе с этим есть система определения госномеров, распознавания лиц на улицах. Все камеры устанавливаются по рекомендациям ГИБДД и ФСБ. Особое внимание уделяется вокзалам и аэропортам.

Также у них есть функции «детекции толпы», а на культурных объектах и около памятников — «стерильной зона». Как только человек попадает в радиус её действия, система отправляет соответствющий сигнал.

Что касается распознавания лиц, то пока можно выдохнуть. В «Безопасном городе» хранятся лишь кадры, на которых удалось распознать лица людей. Каждому снимку в базе присваивается идентификационный номер. Сравнение кадров даёт узнать, был ли зафиксирован на улицах города этот человек ранее. «Безопасный город» работает с большим массивом данных, которые хранятся в базе не менее полугода. Несколько раз благодаря этой системе правоохранительным органам удавалось задержать людей, находящихся в розыске. Кроме того, за год уровень уличной преступности снизился в Калининграде на четверть.

С внедрением «Безопасного города» в областном центре Калининградской области изменилась и ситуация на дорогах. На некоторых участках с установкой камер количество нарушений в день снизилось с 400 до 100. В случае угона или ДТП оператор может отследить историю передвижения автомобиля. Видео хранится в системе месяц, по отдельным запросам — три месяца.

В «Безопасном городе» легко можно узнать где, когда и в каком направлении направлялся автомобиль.

Стоит отметить, что в некоторых случаях «Безопасный город» взаимодействует со службой «112». Это позволяет оперативно получить предварительные данные о происшествии.

Что с «Безопасным городом» у нас?

Ещё летом 2018 года стало известно, что в Великом Новгороде появится 26 камер и 4 комплекса автоматической службы «Гражданин-полиция». Большинство из них будут установлены в Западном микрорайоне: на улицах Ломоносова, Попова, проспектах Александра Корсунова, Мира и бульваре Юности. Конкурс на их установку выиграл «Ростелеком»

Система «Безопасный город» призвана способствовать своевременному выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений. Сейчас в Великом Новгороде круглосуточно работают 102 камеры.

Как и в Калининграде соединение между элементами системы видеонаблюдения осуществляется с помощью специально построенных в рамках проекта волоконно-оптических линий связи «Ростелекома».

Для водителей тоже есть информация. На федеральной автодороге М10 «Россия» специалисты «Ростелекома» завершают установку 35 камер, 25 из них — на территории нашего региона. Работы по 18 камерам уже завершены.

Смотрите также

Экосистема ЖКХ, или как начать бороться с бюрократией и упростить жизнь потребителям 5

В эпоху информационных технологий и цифрового развития сфера ЖКХ за многие годы практически не сдвинулась с места. Потребителям по-прежнему в почтовый ящик кладут пачку квитанций, а собирать данные приходят сотрудники управляющих компаний. Однако первые шаги для автоматизации этих процессов уже делаются.

Беспилотный транспорт — почему мы идём не туда 8

Давно хотел написать какой-то текст по поводу беспилотного транспорта и моего мнения по поводу неверного вектора развития отрасли. И тут прямо под руку «Ростелеком» пригласил на презентацию опытной зоны беспилотного транспортного средства в Сколково. Вот что из этого получилось...

Бум энергосервиса — очередная имитация деятельности, реальная экономия или способ заработать? 13

Последние несколько месяцев городские власти, администрации районов и сельских поселений по всей стране начали массово объявлять конкурсы на право заключения энергосервисных контрактов. Разбираемся, что это такое, зачем это муниципалитетам, и кто на этом пытается заработать.

Комментарии