10 лет «Сапсана»
Сегодня, 17 декабря, исполняется ровно 10 лет с запуска первого поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. Изготовленные специально для России модификации поезда Siemens Velaro на Главному ходу Октябрьской магистрали коренным образом изменили всю транспортную инфраструктуру железнодорожного маршрута Москва — Санкт-Петербург.
В 2009 году «Сапсан» пришел на смену советскому высокоскоростному поезду ЭР200, который работал на Октябрьской железной дороге с 1984 года. Проект по запуску скоростного движения в СССР начали разрабатывать еще в 1965 году, а в 1973 году электропоезд был построен на Рижском вагоностроительном заводе.
Дальнейшие десять лет понадобились для того, чтобы провести все испытания, однако советский план высокоскоростных линий не был реализован, и ЭР200 так и остался единственным поездом, развивающим скорость более 200 км/ч в регулярном пассажирском графике. Первоначально ЭР200 возил пассажиров с Ленинградского вокзала в Москве до Московского вокзала в Санкт-Петербурге за 4 часа 50 минут, впоследствии, по мере модернизации участков дороги, время в пути сокращалось. В 2006 году ЭР200 проезжал свой маршрут уже за 4 часа 30 минут.
Что такое «Сапсан»?
Поезда Siemens для России сконструированы на базе платформы Velaro, на которой были изготовлены поезда для Испании — Velaro E, и для Китая — Velaro CRH3. Однако «Сапсан» имеет и ряд конструкционных отличий: воздухозаборники вынесены на крышу, поезда способны работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, салон шире стандартного европейского, что связано с габаритом российского подвижного состава, который имеет отличия от европейского. Технически поезда Siemens Velaro способны развивать скорость до 350 км/ч, но в России на текущий момент скорость «Сапсанов» не превышает 280 км/ч.
Следует отметить, что скорость движения по железной дороге зависит не только от возможностей электропоезда, но и от общего состояния путей, контактной сети и всей дорожной инфраструктуры: отсутствия переездов, нерегулируемых переходов, сигнализации.
Для того, чтобы запустить высокоскоростные «Сапсаны» на всем главном ходу Октябрьской магистрали были уложены новые рельсы японской металлургической компании Nippon Steel. При этом на железной дороге ведутся постоянные работы по ремонту путей и дальнейшей их модернизации для того, чтобы еще больше сократить время в пути. В 2016 году на перегоне Бурга — Малая Вишера при проведении капитального ремонта использовались уже рельсы, изготовленные на Новокузнецком металлургическом комбинате, а для проведения работ использовалась единственная в России машина AHM 800 R.
Обслуживаются все скоростные поезда в моторвагонном депо Санкт-Петербург — Московское (ТЧ-10 «Металлострой»), где для поездов Siemens построен отдельный цех. Многие технологии были использованы здесь впервые в России, например, новые установки по замене тележек и колесных пар, по проверке геометрических параметров колесных пар, новые установки для мойки и вакуумной очистки поездов.
Таким образом, внедрение новых высокоскоростных поездов — это не только удобство для пассажиров, это еще и большой технологический рывок в отрасли для всей страны.
Как изменилась железная дорога после запуска «Сапсанов»
Сейчас самый быстрый «Сапсан» преодолевает путь от Москвы до Санкт-Петербурга за три с половиной часа. За десять лет количество пассажиров, которые путешествуют фирменными скоростными поездами, увеличилось в три с половиной раза.
Запуск «Сапсанов» стал несомненным благом для жителей двух столиц, ведь это самый быстрый способ добраться «из центра в центр». Благом запуск этих поездов стал и для жителей промежуточных городов, где предусмотрена остановка. А вот для всех поселков и остановочных пунктов на главном ходу Октябрьской магистрали запуск «Сапсана» в первую очередь означал отмену электричек.
Жители деревни Ерзовка Окуловского района рассказывают, что в свое время приобрели дачу в этой деревне из-за железной дороги. Из Угловки можно было легко и быстро добраться в деревню на электричке. Теперь же приходится рассчитывать только на собственный автомобиль. И это лишь один пример из тысячи подобных.
Еще один важный минус скоростного движения по главному ходу Октябрьской магистрали заключается в том, что пути проходят по исторической ветке железной дороги через все населенные пункты. При этом даже в городах, таких как Чудово и Малая Вишера, нет удобных и безопасных способов быстро пересечь железную дорогу. Для пешеходов строят громоздкие и высокие надземные переходы, пользоваться которыми, конечно, никто не хочет. Там, где переход через пути оснащен светофором, ориентироваться на красный запрещающий сигнал проблематично.
Дело в том, что из-за особенностей системы сигнализации на российских железных дорогах, красный свет может загореться за минуту до поезда, а может и за 20 минут. Поэтому большинство просто игнорирует эти светофоры. В итоге люди ежегодно гибнут под колесами поездов.
После запуска «Сапсанов» на железной дороге постепенно вводились меры по усиленной охране: это видеоконтроль по главному ходу, охранники, дополнительный досмотр пассажиров на вокзалах. Дошло до того, что на платформы вокзалов, с которых уходят скоростные поезда, нельзя попасть без еще одной дополнительной проверки, помимо той, что проходят пассажиры всех поездов дальнего следования.
Будущее высокоскоростного движения в России
После запуска высокоскоростных поездов до Санкт-Петербурга, а затем и до Нижнего Новгорода стало понятно, что дальнейшее развитие такие перевозки могут иметь лишь при строительстве отдельных ВСМ — выделенных железных дорог, не заходящих в промежуточные населенные пункты и рассчитанных на скорости движения выше 300 км/ч.
Именно такой подход используется сейчас во всем мире, позволяя сохранить всё разнообразие пассажирских перевозок по железной дороге — и пригородные электрички, и региональные поезда, и высокоскоростное сообщение между крупными центрами. Проект по строительству ВСМ подтолкнет развитие целых отраслей промышленности страны, в том числе и высокотехнологичных. Однако реализация проекта требует масштабных инвестиций.
Также нужно понимать, что для полноценного развития отрасли нужно не просто построить в стране одну отдельно взятую ВСМ «Москва — Санкт-Петербург», а поэтапно реализовывать большую стратегию, рассчитанную на годы вперед и охватывающую целую сеть ВСМ по стране.
Смотрите также
В прошедшую субботу, 9 ноября, в Великом Новгороде открылась мастерская Zanoza. Мы сходили на мастер-классы по столярному делу для взрослых и детей, сверлили, шлифовали, красили и узнали, почему владельцы называют свою мастерскую антистоляркой.
Урбанистика, комфортная городская среда, креативная экономика, доступный город - как много информации о том, что всё это планируют строить и развивать в наших городах в последнее время. Есть федеральные программы, выделяются деньги, вот только создается странное ощущение, что понимания сути терминов нет ни у чиновников, ни у строителей, ни у жителей. Особенно яркий контраст ощущается в сравнении с городами Северной Европы, где удобный и комфортный для жителей город стал не просто реальностью, а частью большой программы по развитию человеческого капитала, окружающей среды и устойчивого роста.
Девяткино: жизнь в условиях муравейника 34
Об огромных новых жилых микрорайонах, которые, как грибы после дождя, вырастают в чистом поле близ городов-миллионников не писал только ленивый. В федеральную повестку тема неблагоустроенности и небезопасности таких районов вышла благодаря блогерам-урбанистам, а в частности Илье Варламову, который предсказал быстрое превращение этих районов в гетто, а в перспективе — необходимость сноса всех домов-муравейников.
Комментарии