Новгородский депутат о сити-менеджерах: это оптимально для Новгородской области
По мнению вице-спикера Новгородской областной думы Анатолия Бойцева, отмена прямых выборов в регионе не является драматичным моментом. Об этом сегодня, 26 ноября, он сообщил новгородским журналистам.
Напомним, Новгородская областная дума приняла закон о муниципальной реформе, согласно которой отменяются прямые выборы глав муниципальных образований, в частности мэра Великого Новгорода, что вызвало больше всего недовольства у общества.
После заседания думы Анатолий Бойцев ответил на вопросы журналистов и высказал свою позицию о новом порядке избрания глав муниципальных образований. По его мнению, данный момент, может, и исторический, но особых нововведений в этом нет.
— Действует эта форма с 2005 года, и те из субъектов Российской Федерации, кто хотел, уже успешно этим пользовались. В своё время, когда мы устанавливали, что главы избираются [на прямых выборах], и у нас была дискуссия, избирать ли глав из состава депутатов и нанимать ли глав администраций по контракту. На сегодняшний день, когда изменилась экономическая ситуация — несмотря на то, что есть разные мнения, а они будут всегда, это вполне нормально — мы остановились на том, что оптимальным для Новгородской области будет данный порядок избрания глав, — считает вице-спикер.
Ничего драматичного, по его мнению, также не случилось, потому что все будет происходить планово, по мере того, как будут заканчиваться полномочия глав, избранных представительных органов муниципальных районов. Он также добавил, что между первым и вторым чтением законопроекта было много совещаний и споров.
— Хочу сказать, что когда во втором чтении принимаются решения, совершенно меняющие то, что заложено в первом чтении — это нормально, с учётом разъяснений положений действующей ситуации. Это в порядке законотворчества, — добавил Бойцев.
К слову, обсуждения у депутатов продолжались вплоть до заседания — до 11:55, «фракция «Единой России» еще раз сверяла свои мнения, возможности», поэтому единороссы опоздали на несколько минут.
— Как объяснить простым новгородцам нюансы этого закона: как будет происходить порядок избрания глав?
— Это как раньше: был председатель райисполкома и секретарь райкома партии. Председателя райисполкома избирала сессия районного совета депутатов. Сейчас новый состав районной думы избирает из своего состава главу района, он же является председателем думы, руководит законодательным собранием. Затем происходит создание конкурсной комиссии — 50% в состав делегирует дума муниципалитета, 50% — высшее должностное лицо. Эта комиссия объявляет конкурс и отбирает кандидатов на должность главы администрации района. То есть это человек, который отвечает за хозяйственную деятельность всей экономики района, занимается только этим и в политике не участвует.
— Для Великого Новгорода, где живёт треть населения области, все эти нововведения станут актуальны лишь в 2018 году — с новым составом думы города и по истечении срока полномочий действующего главы администрации?
— Весь ажиотаж с нововведениями заключается в том, что почему-то все сконцентрировались на изменениях по Новгороду. Я не случайно уточнил, что всё вступит в силу после того, как закончатся сроки полномочий выбранных органов — глав, городских и сельских депутатов. Городская дума как избирается, так и будет избираться, поскольку у нас нет деления города на районы, и её мы не можем формировать иначе. Поэтому, если полномочия заканчиваются в 2018 году — то плавно все переходят на новый порядок именно с 2018 года.
— А если депутаты городской думы весной 2015 года поставят мэру Великого Новгорода Юрию Бобрышеву повторный неуд? Ведь это может привести к импичменту. Дальше что?
— Всё это должно быть прописано в уставе муниципального образования. Если глава покидает свой пост по каким-то причинам, может, самостоятельно — всякое бывает, жизнь есть жизнь, то новый порядок вступает в силу после ухода. То есть автоматически дума избирает нового главу и начинается процедура найма сити-менджера.
— То есть это может сделать действующая дума? И ей не надо будет самороспускаться?
— Нет, не надо будет самороспускаться. Поэтому всё должно произойти плавно, чётко и законно.
Что касается оплаты за труд сити-менеджера, каждый муниципалитет будет принимать решение самостоятельно и прописывать это в своих уставах.
О преимуществах появления мэра и сити-менеджера Анатолий Бойцев сказал следующее:
«Сейчас и мэр, и глава района — един в двух лицах, он отвечает за всё сразу. Глава района, отвечающий за хозяйственную деятельность, всегда сосредоточится только на этом, я по своему опыту знаю. Во-вторых, повышается прямая ответственность перед высшим должностным лицом, потому что на 50% в конкурсной комиссии присутствуют люди, делегированные туда им. И если не выполняются условия контракта, тогда его просто отстраняют от должности. Не надо проводить выборы».
— В других регионах, где подобный закон был принят раньше, какова была реакция людей? Народных волнений не было?
— Народных волнений не было и думаю, что не будет. Потому что народ волнует, прежде всего, экономическое благополучие и комфортность проживания на данной территории. А то, что эту комфортность обеспечивает избранный или назначенный мэр — это, по большому счёту, роли не играет. Главное, чтобы человек отвечал за свои действия и действовал в интересах населения.
Добавим, сити-менеджером, или главой администрации, может стать любой гражданин Российской Федерации.
— В СМИ назвали происходящее «муниципальной революцией». Видимо, учитывая, что для нашего региона характерны выборные традиции, и таких кардинальных перемен не было давно. Вы согласны с такой оценкой?
— Ну, во-первых, революция — дело неблагодарное, особенно «оранжевая», мы видим происходящее на Украине. Во-вторых, выборность сохраняется. Мы имеем возможность выбирать сельских глав. На уровне районных дум остается возможность депутатам избирать из своего состава главу района. Выборность никуда не уходит. И конституционное право ничто не нарушает, хотя в рамках подготовки законопроекта были любители по этому поводу поспекулятировать.
Напомним, поправку, отменяющие прямые выборы, в законопроект внесли три депутата: Дмитрий Игнатов и два единоросса Виктор Вебер и Владимир Чистяков, однако «героем» стал лишь первый. На заседании думы только Игнатов отстаивал историческую поправку. Отвечая на вопрос о своей инициативе по отмене выборов мэра, Дмитрий Игнатов пояснил, что это его личная позиция, личное мнение. На что Валерий Гайдым отметил, что депутат лишь в редких исключительных случаях может выражать свое личное мнение, а вообще должен выражать мнения избирателей, которые его сделали депутатом. Опирается ли его позиция на мнение большинства избирателей, Игнатов не пояснил.
Журналисты подхватили идею, озвученную депутатом Валерием Гайдымом, и назвали принятый закон «законом Димы Игнатова», по аналогии с «законом Димы Яковлева».