На новгородском «Театральном марафоне» представят современные пьесы о проблемах подростков

В понедельник, 14 марта, в Великом Новгороде начнётся «Театральный марафон», который организует театр для детей и молодёжи «Малый». На пресс-конференции художественный руководитель «Малого» Надежда Алексеева рассказала о новом культурном проекте.

Надежда Алексеева. © Фото из архива театра «Малый»
Надежда Алексеева. © Фото из архива театра «Малый»

«Театральный марафон» ориентирован, в первую очередь, на подростков. По словам Надежды Алексеевой, театр ищет таких зрителей, которые начинают задавать себе вопросы о жизни и смерти, неравенстве в семьях, первой любви. Чтобы сохранить диалог с этой публикой и поговорить с молодёжью на интересующие её темы, «Малый» и решил устроить читки пьес современных драматургов Германии, Австрии и Швейцарии.

— Мы не сидим, не читаем, мы находимся с текстами, — пояснила Надежда Алексеева. — Это эскиз спектакля, живая репетиция, преставление пьесы, когда актёры держат тексты в руках и используют их. Они меняют мизансцены, у нас есть видео, свет, это абсолютно живой поток текста, это не чтение, это всё-таки то, что называется эскизной работой.

На вопрос, почему театр не отобрал пьесы российских драматургов, Надежда Алексеева ответила, что в России дефицит пьес для подростков. А Гёте-институт в Санкт-Петербурге предложил новгородскому театру «целый веер пьес». Она также подчеркнула, что территория театра интернациональна. Те проблемы, которые затрагивают зарубежные драматурги, будут близки и новгородскому зрителю. При этом театр хочет избежать морализаторства и дидактизма.

— Лишь тот театр, на мой взгляд, интересный и притягательный, который не сужается на фольклорных границах, национальных, а поднимает те темы, которые волнуют человека. <…> Что такое, когда умирает близкий человек? Что такое фашизм? Что такое особый человек? Это темы, которые не принадлежат никакому государству, — прокомментировала художественный руководитель театра.

С 14 по 19 марта каждый день новгородской публике будут представлять новую пьесу. Все они поднимают важные для подростков вопросы, которые молодёжь не будет обсуждать с семьёй или в школе. А театр может стать той рискованной зоной, открытой площадкой, где эти темы смогут озвучить.

Так, героиня пьесы «А рыбы спят?» десятилетняя Джетта расскажет зрителям о болезни и смерти своего младшего брата. Она вспомнит обо всех вопросах, которые задавала родителям, но так и не услышала ответов. В пьесе «Чик. Гудбай, Берлин!» речь пойдёт о двух школьниках, которые угоняют машину и отправляются на поиски приключений.

— Финал нашего марафона — это «Чёрное молоко, или экскурсия в Освенцим». Он (актёр Алексей Коршунов — прим. ред.) играет мальчика, который просто приехал на школьную экскурсию в Освенцим. Его это так «торкнуло», что этот мальчик сжигает паспорт, отстаёт от группы, перестаёт говорить по-немецки. <…> По результату мы понимаем, что речь идёт не только о фашизме, который был, речь идёт о фашизме внутри. <…> Пьеса выводит какое-то определение фашизма, что ли. Он и сегодня жив. И не просто облечён в какую-то форму, он жив внутри. Когда мы начинаем ненавидеть не себе подобного — с другой религией, с другой ментальностью, — добавила Надежда Алексеева.

В рамках «Театрального марафона» также пройдёт концерт актрисы и певицы Барбары Карлотти (Франция), премьера постановки «Письмена Бога» (деструкция спектакля «Спам») и актёрские мастер-классы.