«Новгородавтодор» передал возвратные материалы подрядчикам, а потом с одного из них вычел их стоимость
ГОКУ «Новгородавтодор» передал подрядчикам в собственность возвратные материалы при ремонте дорог по нацпроекту по контрактам трёхлетнего цикла, а потом вычел их из стоимости контракта. Но только у одного подрядчика.
В 2019 году ГОКУ «Новгородавтодор» заключило шесть контрактов по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это были контракты на принципах жизненного цикла — в них включили ремонт и содержание региональных дорог:
- на ремонт дорог Новгородского, Маловишерского, Чудовского и Демянского районов за 849,95 млн рублей;
- на ремонт дорог Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов за 999,43 млн рублей;
- на ремонт дорог Батецкого, Шимского и Новгородского районов за 984,58 млн рублей;
- на ремонт дороги Спасская Полисть — Малая Вишера — Любытино — Боровичи за 984,81 млн рублей;
- на ремонт дорог Валдайского, Окуловского, Демянского и Пестовского районов за 926,29 млн рублей;
- На ремонт дороги Окуловка — Любытино за 321,67 млн рублей.
С подрядчиками заключили договоры, но затем эти договоры были скорректированы. Изменения коснулись в том числе стоимости услуг: в одних контрактах стоимость увеличивалась, в других уменьшалась.
Например, дополнительным соглашением в декабре 2019 года стороны договорились о том, что стоимость контракта по ремонту участка дороги Окуловка — Любытино увеличится на 4,69 млн рублей. Затем в сентябре 2020 года эту сумму уменьшили на 84,95 тысяч рублей.
Другим дополнительным соглашением стороны изменили график платежей, а также определили стоимость возвратных материалов и вычли её из суммы контракта.
При этом в самом контракте есть пункт о том, что все возвратные материалы переходят в собственность подрядчика. К возвратным материалам относятся асфальтобетонная крошка после фрезерования, бордюрный камень, люки канализационных колодцев, конструкции дорожного обустройства.
Асфальтовая крошка — это достаточно ценный материал, его можно использовать при ямочном ремонте дорог, укреплении обочин, обустройстве стоянок и технологичных площадок, а также на дорогах с невысокой нагрузкой, например, в дачных массивах.
Кроме того, её используют при ремонте дорог с использованием холодного ресайклинга — метод ремонта, при котором старое покрытие перерабатывают и укладывают на том же месте. Таким методом в 2019 году отремонтировали большую часть дороги Медведь — Батецкий, в «Новгородавтодоре» тогда сообщали, что этот метод используется там, где после фрезерования невозможно обустроить верхний слой асфальта. Хотя одно из требований к ремонту дорог по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — устройство верхнего слоя из щебёночно-мастичной смеси.
Итак, во всех контрактах 2019 года есть пункт о том, что Новгородская область безвозмездно передаёт возвратные материалы подрядчику. Но при этом в нарушение договора с одного из подрядчиков — ЗАО «АБЗ Дорстрой» из Санкт-Петербурга — стоимость возвратных материалов в итоге взыскали.
Стоимость этих материалов на 39-километровом участке дороги, который ремонтировало ЗАО «АБЗ Дорстрой», в «Новгородавтодоре» оценили в 245,16 тысяч рублей, при том, что асфальтовую крошку также использовали и для восстановления дорожного покрытия методом холодного ресайклинга, и для укрепления обочин.
С остальных подрядчиков, исполняющих более дорогие контракты на сумму от 850 млн рублей до миллиарда и с более протяжёнными участками дорог, взыскивать ничего не стали, хотя это могло бы принести дополнительные средства в бюджет Новгородской области.
В Новгородской области несанкционированная продажа или передача в пользование асфальтовой крошки уже послужили основанием для двух уголовных дел. В прошлом году бывшего главу УГИБДД России по Новгородской области Владимира Лонского обвинили в вымогательстве.
Как считает следствие, он потребовал от дорожного мастера организации, которая ремонтировала дороги в Солецком районе, передать ему асфальтовую крошку на сумму 36 тысяч рублей. Иначе он угрожал незаконно привлечь организацию к административной ответственности. Асфальтовая крошка потребовалась знакомому Владимира Лонского для строительства гаража.
Другое уголовное дело возбудили в отношении бывшего исполняющего обязанности директора «Городского хозяйства» Дмитрия Кедика. По версии следствия, он по сниженной цене продал асфальтовую крошку, переданную после ремонта городских дорог. Ущерб бюджету Великого Новгорода оценили в 300 тысяч рублей.
Добавим, экономия бюджетных средств и рациональное использование областного имущества — возвратных материалов, например, по всей видимости, не было задачей первостепенной значимости для уполномоченных лиц. За два года на аукционах по ремонту дорог в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» в Новгородской области удалось сэкономить только 2,23 млн рублей. Это в сто раз меньше, чем сэкономили на торгах по содержанию дорог, в которых смогли принять участие местные подрядчики.
По крайней мере на одном из аукционов по ремонту дорог, согласно решению арбитражного суда Новгородской области, был нарушен закон о конкуренции — необоснованное укрупнение лотов не позволило местным подрядчикам участвовать в торгах. Судебные заседания по другим аукционам по ремонту дорог пока не завершены.