Новгородские дороги: распил против безопасности

4.7K
8
Автор: Алина Щеглова
31 июля 2021 года, 11:59

Знаете ли вы, какая основная цель реализации нацпроектов «Безопасные и качественные автодороги»? Отгадка в первом слове — безопасность. Но у наших чиновников, похоже, цель совсем другая. И вы, конечно, точно поняли, что я имею в виду.

Ещё в прошлом году выяснилось, что для того, чтобы получить награду за выполнение плана по дорожным работам — тот самый «Золотой каток» — нужно просто быстро заключить контракты на ремонт и отчитаться об освоенных средствах. Наши чиновники с этим справились великолепно — про скоропостижные и неконкурентные торги с нужными подрядчиками мы уже неоднократно писали.

Но цель нацпроекта — не распил денег налогоплательщиков. По крайней мере та, что громко декларируется с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Основная задача проекта — безопасность. А для того, чтобы сделать дороги не просто новыми, а безопасными, нужно немного поработать. Новгородских чиновников, как оказалось, не сильно интересует безопасность жителей, которые ездят или ходят по местным дорогам. Сейчас подробно расскажем, почему.

Вводная скучная теоретическая часть

Любая дорога, которая стоит на балансе у властей, должна иметь документы. В одних описаны характеристики дороги, в других — каким образом её использовать. Документы эти не взаимозаменяемые, по техническому состоянию дороги довольно сложно определить, какую разметку там нарисовать и не положить ли там лежачего полицейского.

Первый документ называется технический паспорт дороги, в нём написано, когда эту дорогу построили, из чего она сделана и в каком она техническом состоянии. В техпаспорт вписана информация о дорожном покрытии, проезжей части, постройках дорожной службы, дорожных инженерных устройствах, озеленении территории, строениях автотранспортной службы, а также искусственных сооружениях —  это мосты, путепроводы, наземные и подземные переходы. Срок годности этой информации — пять лет, но в Новгородской области, по словам специалистов, большинство проектов были составлены в 80-е годы прошлого века и с тех пор никто этим особо не занимался, несмотря на обязанности.

Второй документ — проект организации дорожного движения. Это важная бумажка, она должна учитывать очень много разных факторов: площадь дороги, транспортную значимость, количество жителей в динамике за последние пять лет, топографические данные — наличие спусков, подъёмов, уклонов на дорогах, климатические условия, экологические данные, технические элементы дорог — покрытие, ширина, наличие разметки, существование дорожных обходов, численность автомобилей, соотношение автотранспорта и жителей, интенсивность движения, перечень технических средств и их размещение на дороге. Кроме того, важной составляющей этого документа является анализ ситуации с ДТП в динамике за последние три года, выявление возможных причин. 

Уже из этого списка становится понятно, насколько это значимый документ — на его основе должны приниматься решения о том, как должна эксплуатироваться дорога и какие средства безопасности нужно на ней применять — светофоры, разметка, барьерные ограждения — вот это вот всё. А ещё у этого документа есть срок годности — по закону его нужно актуализировать каждые три года, потому что всё может меняться — может, где-то стало больше жителей, может, где-то построили завод и теперь дорогу используют большегрузы, а может перекрыта дорога, по которой можно было объехать этот путь. 

Без этого документа на дорогах будет больше жертв — пострадавших людей и разбитых автомобилей.

Что общего у дорог и тортов

Заменить один документ другим довольно сложно, хотя наши чиновники пытаются это сделать. Если привести кулинарную метафору, то технический паспорт — это список ингредиентов в каком-нибудь, скажем, торте, а проект организации дорожного движения — это рецепт его приготовления. Конечно, можно угадать, как делать торт по списку продуктов, из которых он сделан, но если пользоваться рецептом, скорее всего получится гораздо лучше. А ещё уж точно безопасней, он не вызовет расстройство пищеварительной системы. С дорогами точно так же — с проектом организации дорожного движения больше шансов сохранить жизни и здоровье людей.

А ещё проект организации дорожного движения нужно обязательно разрабатывать при ремонте дорог. В Новгородской области с этим возникла проблема. Так получилось, что сейчас на балансе ГОКУ «Новгородавтодор» 932 дороги. А проекты организации дорожного движения есть только на 167 из них. Более того, не все ПОДД, которые у организации имеются, сохранили свою актуальность — большинство из них сделаны с 2014 по 2017 годы, их срок годности уже истёк, у нас снова получится торт из протухших продуктов.

Весной этого года Новгородавтодор заключил два контракта на разработку проектов организации движения — один на 632 дороги общей протяжённостью 3490 км, их надо разработать не позднее 30 ноября 2022 года. Второй аукцион — на 156 дорог общей протяжённостью 1277 км, срок его исполнения — не позднее 1 марта 2022 года.

То есть получается, что актуальных проектов организации дорожного движения у организации ничтожно мало — в пределах статистической погрешности. А значит, никто точно не может сказать, как обеспечить безопасность на наших дорогах.

К чему это всё привело

Открываем федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ, который регламентирует дорожное движение в Российской Федерации. В нём говорится, что основными принципами организации дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения, обеспечение социально-экономического развития территории РФ, достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность её публичного распространения.

Если перевести это всё со скудного и унылого юридического языка, получается, что проект организации дорожного движения должен работать в интересах общества и государства в целом. Самая главная цель — сохранение жизни и здоровья тех, кто пользуется дорогами.

Пролистав закон ещё чуть дальше, можно выяснить, что размещение на дороге технических средств организации дорожного движения — дорожные знаки, разметка, светофоры и так далее, не предусмотренных проектами организации дорожного движения, не допускается. И, опять же, этот проект обязательно нужно разрабатывать при ремонте дорог.

А теперь вернёмся к тому, с чего начали — с глобальных перемен в дорожном хозяйстве Новгородской области с началом реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Регион в рамках нацпроекта за два года потратил около 13 млрд рублей, за это время отремонтировали почти 900 километров дорог. К сожалению, большинство из них отремонтировали с нарушением федерального законодательства. Это материальный ущерб, который мы можем легко посчитать. Гораздо сложнее посчитать стоимость человеческих жизней, которые могут стать жертвами на этих дорогах.

Но безопасность людей чиновникам не так интересна, как освоение средств. Как ни парадоксально, но хорошие ровные дороги сами по себе могут спровоцировать серьёзные аварии: по разбитым участкам автомобилисты вынуждены ехать медленно, объезжая каждую яму. Аварийность тут тоже высокая — можно не заметить яму и пробить колесо, в худшем случае улететь в кювет, но скорость при этом всё равно будет невысока, поэтому тут меньше шансов разбиться насмерть.

А хорошая ровная дорога — это просто призыв прокатиться с ветерком. Большая скорость — основная причина серьёзных ДТП. Если не ставить дополнительные технические средства безопасности, число жертв на дорогах непременно растёт, это подтверждается статистикой ГИБДД.

Проект организации дорожного движения важнейший документ, но его стоимость несопоставима с теми суммами, которые регион потратил на ремонт. Тут ещё стоит вспомнить, что наши чиновники не особо были заинтересованы в честных конкурентных торгах, а ведь этой экономии совершенно точно хватило бы на все эти документы. 

Потому что на ремонт дорог за два года по нацпроекту БКАД ушло около 13 млрд рублей и торги прошли без экономии, а на проекты организации дорожного движения почти всех дорог Новгородской области выделили 48,78 млн рублей. Но тут так всё удачно сложилось, что на торгах эта сумма упала до 10,19 млн рублей, хоть на чём-то смогли сэкономить. То есть на эти проекты чиновники потратили бы только 0,08% от той суммы, которая предназначалась для реализации нацпроекта, первым словом которого значится «безопасность».

Получается, что средства, выделенные на реализацию нацпроекта в Новгородской области, частично потрачены впустую, ущерб измеряется не только несколькими миллиардами рублей налогоплательщиков, но и человеческими жизнями и здоровьем.

Смотрите также

Европейский суд по правам человека присудил новгородцу почти 6000 евро за дискриминацию по половому признаку 2

Новгородец Алексей Морозов подал жалобу в Европейский суд по правам человека на дискриминацию по половому признаку. Ему не предоставили отпуск по уходу за ребёнком.

Экономическое положение Новгородской области: в регионе стабильны только убыль населения и рост трат на чиновников 16

РИА-рейтинг регулярно сравнивает социально-экономическое положение регионов Российской Федерации. Новгородская область стабильно сдаёт свои позиции из года в год. Мы решили посмотреть, что изменилось в регионе за последние пять лет.

Борис Гребенщиков: Новгород — одна из важнейших эпох в точке цивилизации 8

У каждого журналиста есть мечта взять интервью у какого-то значимого для него человека. У меня она сбылась вчера — мне удалось поговорить с Борисом Гребенщиковым, основателем группы «Аквариум», ведущим программы «Аэростат» и одной из самых знаковых фигур рок- (да не только, на самом деле) музыки. К сожалению, интервью с ним редко выходят хорошими, в полтора или два часа не уместить вопросы, которые ему хочется задать. У меня было всего восемь минут.

Комментарии