За секунду до катастрофы: как заканчивались ремонт улицы Псковская и жизнь компании «Трэксервис»

4.9K
13
Автор: Алина Щеглова
18 января 2022 года, 11:52

Кажется, что те самые пугающие 90-е и «новгородское Чикаго» уже ушли в прошлое и сейчас на экономические процессы в нашем регионе влияют совершенно другие вещи. Но если копнуть немного глубже, выясняется, что мы остались на том же месте, просто его немного приукрасили гирляндами, чтобы казалось чуть более безопасно и не так тоскливо.

Главные признаки нездоровой экономики — непрозрачность и договорённости. Легче всего это увидеть в одной из самых денежных для нашего региона сейчас отраслей — конечно, дорожном строительстве. Про отсутствие конкуренции мы уже неоднократно писали (и будем писать), но есть и другая сторона. Ещё более криминализированная. 

Мы уже начинали писать про банкротство компании «Трэксервис» — дело сейчас рассматривается в арбитражном суде и сам процесс вызывает некоторые вопросы, но об этом мы расскажем чуть позднее и подробнее. А сейчас обратим внимание на деятельность организации до банкротства.

Двойная жизнь «Трэксервиса»

Итак, ООО «Трэксервис» было зарегистрировано в ноябре 2016 года. Его учредителями становятся Анастасия Круглова и Сергей Анисимов. Директором компании стал Андрей Соколов. Это, как несложно догадаться, просто формальные лица, на деле компанией управляют совершенно другие люди — некие Андрей Борцов и Алексей Мельников. Людей с такими же именами в Новгородской области помнят по мутным схемам банкротства крупнейшего дорожного предприятия — ДЭП-77. 

Уже со следующего, 2017 года, компания «Трэксервис» получает неплохие государственные и муниципальные контракты на ремонты и содержание дорог, как городских, так и региональных. В целом за пять лет существования контора заключила контрактов на общую сумму больше миллиарда рублей.

Последним контрактом, по которому компанию помнит весь Великий Новгород, была реконструкция улицы Псковская. Её проводили в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда», сумма контракта составила 225,25 млн рублей, на торгах удалось сэкономить 32,18 млн рублей.

По контракту реконструкцию должны были закончить к концу ноября 2020 года, но, по новгородской традиции, сроки сдвигались. Причин тут было несколько: отсутствие авансирования, позднее поступление средств, ну и стандарт работы рядовых сотрудников, когда один копает, а пятеро наблюдают, оказывая моральную поддержку.

Нам удалось пообщаться с бывшим директором организации Андреем Соколовым. Его позиция озвучена не только здесь, эту же историю он рассказал правоохранительным органам. О том, что теневые владельцы компании «Трэксервис», уже вывели из активов часть техники и компания прямым курсом идёт к банкротству, номинальный директор в конце 2020 года не знал. Его на тот момент волновал риск срывов строительства, он выезжал на объект, чтобы проконтролировать ход работ. 

Сначала восстала бухгалтерия. Сотрудницы сказали директору, что они не могут вести нормальную бухгалтерию, так как часть документов, которые они должны были принимать к учёту, просто отсутствует. Им давали только счёт-фактуру и дату, а потом уже в лучшем случае задним числом подвозилась документация.

— Тогда же всплыла организация «Импульс». Я спрашиваю — кто это такие? В бухгалтерии мне сказали, что мы им платили за исполнительную документацию. Я им говорю — как так, у нас исполнительную документацию в соседнем кабинете делают три человека днём и ночью? Потом я узнал, что организация юридически зарегистрирована в Крыму, — рассказывает Андрей Соколов.

Выяснилось, что эта компания из Крыма получала около 150 тысяч рублей в месяц по документам, которые директор лично не подписывал, за работу, которая им была не нужна. По словам Андрея Соколова, Андрей Борцов сообщил ему, что эта организация необходима для того, чтобы акты выполненных работ (КС) принимали и оплачивали быстро и без лишних вопросов. Так и вышло, в итоге акты к концу года подписывались не директором и с недочётами по строительству.

А в полночь всё превратилось в тыкву

Дальше, 14 декабря 2020 года выясняется, что в отношении компании введена процедура наблюдения. Это такая стадия банкротства, которую применяют к должнику для обеспечения сохранности его имущества. Тогда же проводят анализ его финансового состояния и выясняют, есть ли шанс вернуться к нормальной деятельности. 

Потому что по большому счёту организации не должны быть заинтересованы в том, чтобы банкротиться. Но, как мы узнали из решения по налоговой проверке, в этом случае банкротство имело признаки преднамеренного, потому что к тому моменту некоторые активы — дорожная техника — уже были выведены из имущества организации. 

Заявление в суд о признании «Трэксервиса» банкротом подала компания «СМУ-57», сумма требований была, в общем, совершенно не катастрофической — 1,2 млн рублей. Такими средствами должник на своих счетах располагал, так что было бы желание, банкротства на тот момент было бы легко избежать и продолжать с разной степенью успешности чинить новгородские дороги.

Но цель у теневых владельцев была, как можно предположить, другая — растащить оставшееся имущество по связанным организациям и свести к минимуму необходимость расплачиваться с реальными кредиторами. Вспомним схему с банкротством ДЭП-77, там тоже всё было не очень гладко. 

Номинальный директор «Трэксервиса» попытался выяснить у контролирующих организацию Андрея Борцова и Алексея Мельникова, что происходит. Его успокоили, сообщили, что они в банкротстве не заинтересованы, по просьбе директора они 18 декабря передали ему флешку, на которой был доступ к банковским счетам организации.

А потом оказалось, что спустя всего несколько дней после передачи этой флешки, компания «Трэксервис» заключила с мэрией дополнительное соглашение о смене банковских реквизитов подрядчика. Это был понедельник, 22 декабря, в тот день, со слов Андрея Соколова, он находился на объекте и ничего подписать не мог. 

Со стороны «Трэксервиса» документ был подписан неизвестным лицом. О фактах подделки подписей в этой организации написано ещё в том самом решении налоговой проверки, тогда экспертиза подтвердила, что на некоторых договорах стояли подписи не номинального директора Андрея Соколова, а другого лица. Со стороны заказчика — «Управления капитального строительства» — договор подписал Александр Васильев.

Та флешка, которая была на руках у Андрея Соколова, в тот момент превратилась в тыкву, о чём он узнал только 28 декабря. А до этого лица, ответственные за поступление денег, говорили директору, что деньги пока не поступили, но они обязательно к концу года одним траншем окажутся на руках у организации.

Тем временем средства, которые должны были прийти, не только успели поступить, но уже были потрачены — вывести успели 15 млн рублей. Когда Андрей Соколов об этом узнал — 28 декабря — он позвонил в службу безопасности банка, заблокировал ключ доступа, на следующий день он уже был в офисе банка в Санкт-Петербурге, чтобы восстановить доступ к оставшимся деньгам. Они поступили только 30 декабря.

Тех самых 15 млн рублей, которые без ведома директора «Трэксервиса» вывели теневые руководители, как раз не хватило для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, которые выполняли поставки для завершения реконструкции ул. Псковская.

Так жизнь организации, которая могла бы успешно существовать на новгородском дорожном рынке, превратилась в войну между теневыми владельцами, номинальным директором и поставщиками разной степени аффилированности и честности. О том, как проходят боевые действия, мы ещё расскажем в следующих выпусках экономическо-криминального сериала.

Смотрите также

Бюджету деньги не нужны. Правоохранительные органы спокойны. Опять финансовые схемы дорожников 1

Мы не устаём напоминать, что Новгородская область — по определению дотационный регион с дефицитным бюджетом. В прошлом году «Новгород.ру» нашёл несколько сот миллионов рублей для бюджета области, но в итоге всё осталось неизменным.

Почему дороги в Новгородской области не будут убраны хорошо 13

Как всегда в наших краях, зима, хоть и была близко, но пришла совершенно неожиданно. Особенно внезапно выпадает снег для дорожных служб. Разбираемся, почему дороги в Новгородской области убирают очень плохо и почему это вряд ли изменится.

Дорогие дороги и не очень: в чём разница между дорогами в Новгородской области и в Великом Новгороде 10

Зима близко, а это означает, что дорожный сезон в Новгородской области подходит к завершению. Можно подвести некоторые итоги.

Комментарии