Публикация об общественном транспорте Смоленска вызвала бурную реакцию. Многие наши читатели стали защищать маршрутные такси, а честь своего города пришли отстаивать жители Смоленска. Мы решили продолжить тему и рассказать об общественном транспорте Калининграда.
В целом с транспортом в Калининграде беда. Для настолько компактного города общественный транспорт развит очень слабо. Как следствие — один из самых высоких уровней автомобилизации в стране.
Вид из окна гостиницы на Ленинский проспект и улицу Шевченко.
Дороги в Калининграде хорошие. Пожалуй, лучше дорог в России я не видел. В этом вопросе оба таксиста согласились со мной на 100%. Причем дороги хорошие не только с точки зрения асфальтового покрытия, но и с точки зрения планирования перекрестков и развязок. Некоторые схемы достались Калининграду от немцев, они сразу бросаются в глаза. Европейское влияние также заметно и в современной реконструкции перекрестков. У нас не принято для каждой полосы движения строить отдельную проезжую часть, отводящую поток в нужном направлении. У нас даже восьмиполосные улицы могут сойтись на огромной заасфальтированной площади без каких либо разделителей и иногда даже разметки. В Калининграде есть приятные исключения из этого правила.
Улица Театральная. Напряженное движение даже не в час пик.
Общественный транспорт Калининграда представлен автобусами, троллейбусам, трамваями, маршрутным такси и внутригородским маршрутом рельсового автобуса. Трамвайное и троллейбусное движение целиком обслуживается муниципальным предприятием «Калининград-ГорТранс», на автобусных маршрутах помимо «Калининград-ГорТранса» (12 маршрутов, 178 автобусов) работает несколько частных перевозчиков:
- ООО «Вест Лайн» — 8 маршрутов, 133 автобуса;
- ООО «ТОТЕМ» — 6 маршрутов, 140 автобусов;
- ИП Фомин М.В. — 6 маршрутов;
- ООО «Зеленоградск-Транс-2» — 3 маршрута;
- ИП Скиба В.С. — 2 маршрута;
- ООО «Маршрутное такси» — 2 маршрута, 94 микроавтобуса;
- ООО «Балттрансавто» — 6 маршрутов, 81 микроавтобус.
Рельсовые автобусы обслуживает Калининградская пригородная пассажирская компания, 100%-1 акция которой принадлежат РЖД. Стоимость проезда в общественном транспорте — 18 рублей.
Остановка-кафе и городские автобусы.
Автобусы
Автобусы в целом неплохие. Основу парка составляют бывшие в употреблении автобусы из Европы. Да, они не новые, да, морально устарели, но всё же они изначально предназначены для использования в качестве городских автобусов. У них соответствующим образом спланирован салон, есть накопительные площадки, пол не низкий, но и не как у ПАЗиков.
Б/У автобус из Европы. Mercedes-Benz O407 №63156 МКП «Калининград-ГорТранс».
На втором месте по распространенности белорусские автобусы МАЗ с низким полом и местом для инвалидной коляски. Они производят гораздо лучшее впечатление нежели новые НЕФАЗы купленные в Сыктывкаре.
На третьем месте также бывшие в употреблении европейцы, но уже с пригородными салонами. Возможно, они ходят в пригороды, но номера у них были совсем городские. Setra S215UL ООО «ПАП».
В Калининграде есть маршрутные такси. В основном это микроавтобусы Mercedes Sprinter и Iveco Daily. В отличие от Смоленска, они не являются основным транспортным средством города, а дополняют автобусы большой вместимости. Также мне не встретилось ни одного автобуса особо большой вместимости («гармошки»).
Троллейбусы
Современная троллейбусная сеть появилась в Калининграде в 1975 году. В пик максимального развития в городе обслуживалось 12 маршрутов. Сейчас же осталось пять маршрутов, на которых работает 51 машина. Основу парка составляют троллейбусы ЗиУ-682Г, но есть десяток троллейбусов БКМ «Витовт» и ТролЗа «Оптима». Даты постройки — с 1989 по 2013.
БКМ 420030 «Витовт».
Трамвай
Трамвайная инфраструктура практически целиком заброшена, и калининградский трамвай как транспорт рассматривать нельзя. Сейчас работает только один маршрут — №5. Интересно, что калининградский трамвай пережил лихие 90-е практически без потерь, а в жирные двухтысячные из одиннадцати маршрутов закрыли десять. Очень жаль, уникальная сеть с шириной колеи 1000 мм досталась нам еще от немцев. Конка работала в Кёнигсберге с 1881 года.
Трамвай Tatra KT4SU 1990 года.
Сегодня основу трамвайного парка составляют 23 вагона Tatra KT4SU и 10 вагонов Tatra KT4D. Почти все поставлены еще в советское время. Помимо них в городе работает один польский низкопольный трамвай PESA 121NaK 2012 года выпуска.
Рельсовый автобус
В Калининграде есть маршрут рельсового автобуса. Этот экзотический для России вид транспорта больше похож на эксперимент. Он ходит только в часы пик и соединяет спальные районы у станции Киевская с Южным и Северным вокзалами (центр города). Наполняемость вполне приличная. Самое главное — час пик и без пробок. Подвижной состав — мытищинский РА2.
Рельсовый автобус РА2-058, Северный вокзал.
Вокзалы и железная дорога
Развитая железнодорожная сеть также досталась Калининграду от немцев. Сейчас в Калининграде два вокзала. Главный вокзал города, Южный, является конечной для пригородных поездов и поездов дальнего следования. Вокзал является прекрасным образчиком немецкой архитектуры. Темный кирпич, квадратные залы и великолепный дебаркадер. Фасад мне почему-то напоминает вокзал Дюссельдорфа.
В целом, вокзал приведен в порядок, но жизни в нём нет. Поездов мало, людей еще меньше.
Подземный переход у бывшего пригородного зала закрыт, как и сам пригородный зал. Под дебаркадером демонтировано несколько путей. Основная часть путей на вокзале имеет русскую ширину колеи 1520 мм, но есть несколько путей с европейской колеёй в 1435 мм. В свое время там можно было увидеть туристические поезда из Германии, но сейчас пути европейской колеи выглядят брошенными.
Контрольно-измерительный пункт сигнализации и связи калининградской Ж/Д. Раньше это был пост централизованного управления стрелками. Такие конструкции есть на многих старых вокзалах Германии и Италии.
Дебаркадер и пустота.
Южный вокзал.
Северный вокзал совсем пришел в упадок. Основное здание отдано под торговый центр, вместо него на накопительной площадке у платформ построен небольшой павильон. Основная тупиковая часть вокзала не работает, часть путей разобрана. Более активно работает нижняя платформа у единственного сквозного пути. По нему в сторону побережья ходят электрички с Южного вокзала. При этом Северный вокзал находится в экономическом центре города.
Северный вокзал, Калининград.
Местная специфика.
Автовокзал
В Калининграде специфичный автовокзал. Область небольшая, поэтому почти все внутриобластные рейсы можно считать пригородными. Редкий автобус идет больше двух часов. Немногочисленные рейсы за пределы области по понятным причинам международные.
Автовокзал находится в непосредственной близости от Южного железнодорожного вокзала.
Зал ожидания и схема маршрутов.
Расписание междугородних рейсов.
Платформы автовокзала.
Вот такие автобусы работают на междугородних маршрутах. Почти всё б/у из Европы.
Аэропорт
С аэропортом в Калининграде беда. Лет десять назад начали реконструкцию, но так и не довели ее до конца. Сейчас аэропорт похож на район станции метро из лихих девяностых. Могу отметить только две положительных вещи. Первое — автобусная остановка находится прямо у выхода из терминала, таксисты — за ней. Второе — они там не выпендриваются и дают дойти пешком от трапа до терминала, без всяких там автобусов на 100 метров.
Автобусная остановка у выхода из терминала, таксисты за ней.
Грязная зона во всех смыслах грязная. Стойки регистрации находятся в одном небольшом помещении с залом ожидания и выдачей багажа.
При острой нехватке места владельцам аэропорта удалось во все места воткнуть всевозможные ларьки. В итоге аэропорт похож на подземный переход из тех самых лихих девяностых.
В чистом зале не сильно лучше. Вроде и построили совсем недавно, а выглядит как ненужный цех старого завода, переоборудованный под терминал. Внутри конские цены: давно я не видел 0.5 воды за 200 рублей. Даже в московских аэропортах такого нет.
За один день сложно полноценно оценить систему общественного транспорта и его востребованность. Но некоторые вещи всё равно бросаются в глаза. Работающие в Калининграде автобусы и микроавтобусы по комфорту превосходят большинство городов России, но относительная дешевизна автомобилей перебивает это достоинство и приводит к одному из самых высоких уровней автомобилизации в стране и, как следствие, к серьёзным пробкам.
Смотрите также
Новгород у разбитого автобуса: Как ушла и вернулась компания-перевозчик «Питеравто» (11)
История с компанией «Питеравто» является неудавшейся попыткой новгородских властей вывести сферу перевозок в Великом Новгороде на положительный баланс. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался разобраться, что же пошло не так, и почему ушедший со скандалом питерский перевозчик снова вернулся в Великий Новгород.
У авиакомпаний есть такой термин — «разлетать маршрут». Люди должны привыкнуть к расписанию, и в голове потенциальных пассажиров должен отложиться новый способ добраться из пункта А в пункт Б. Мы все знаем, что в Санкт-Петербург можно добраться на «Ласточке», которая ходит два раза в день, а в Москву — на ночном поезде.
Нам есть куда деградировать: общественный транспорт Смоленска (71)
Грязь, маршрутки, попрошайки, ларьки, бесконтрольная наружная реклама. То ли рынок, то ли город. То, чего в городах Северо-Запада России давно нет, а в некоторых и не было. Посмотрите, во что может превратиться наш город, если власти и дальше будут разрешать ставить ларьки и экономить на системе общественного транспорта.
Автобусы Ютун (Yutong) — доступные и недоступные (40)
2 марта новгородский «Автобусный парк» объявил электронный аукцион на предоставление в лизинг 12 автобусов Ютун (Yutong ZK 6852HG). Несмотря на просьбы новгородских общественников и рекомендации общественного совета по транспорту, руководство предприятия решило закупить транспорт именно этой модели.
Транспортный эксперт: Города, сохранившие троллейбусную сеть, выиграют в будущем (3)
Директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов вместе с журналистами, участниками движения «Новый город» и руководителем городского управления по транспорту Игорем Поповым проинспектировал главные улицы Великого Новгорода.
Новгородцы смогут следить за передвижением общественного транспорта онлайн (9)
Новгородцы смогут следить за передвижением общественного транспорта онлайн