Комментариев: 33
+70
Автор: Михаил Кривый
17 марта 2017 года, 14:17

Публикация об общественном транспорте Смоленска вызвала бурную реакцию. Многие наши читатели стали защищать маршрутные такси, а честь своего города пришли отстаивать жители Смоленска. Мы решили продолжить тему и рассказать об общественном транспорте Калининграда.

В целом с транспортом в Калининграде беда. Для настолько компактного города общественный транспорт развит очень слабо. Как следствие — один из самых высоких уровней автомобилизации в стране.

Вид из окна гостиницы на Ленинский проспект и улицу Шевченко.

Дороги в Калининграде хорошие. Пожалуй, лучше дорог в России я не видел. В этом вопросе оба таксиста согласились со мной на 100%. Причем дороги хорошие не только с точки зрения асфальтового покрытия, но и с точки зрения планирования перекрестков и развязок. Некоторые схемы достались Калининграду от немцев, они сразу бросаются в глаза. Европейское влияние также заметно и в современной реконструкции перекрестков. У нас не принято для каждой полосы движения строить отдельную проезжую часть, отводящую поток в нужном направлении. У нас даже восьмиполосные улицы могут сойтись на огромной заасфальтированной площади без каких либо разделителей и иногда даже разметки. В Калининграде есть приятные исключения из этого правила.

Улица Театральная. Напряженное движение даже не в час пик.

Общественный транспорт Калининграда представлен автобусами, троллейбусам, трамваями, маршрутным такси и внутригородским маршрутом рельсового автобуса. Трамвайное и троллейбусное движение целиком обслуживается муниципальным предприятием «Калининград-ГорТранс», на автобусных маршрутах помимо «Калининград-ГорТранса» (12 маршрутов, 178 автобусов) работает несколько частных перевозчиков:

  • ООО «Вест Лайн» — 8 маршрутов, 133 автобуса;
  • ООО «ТОТЕМ» — 6 маршрутов, 140 автобусов;
  • ИП Фомин М.В. — 6 маршрутов;
  • ООО «Зеленоградск-Транс-2» — 3 маршрута;
  • ИП Скиба В.С. — 2 маршрута;
  • ООО «Маршрутное такси» — 2 маршрута, 94 микроавтобуса;
  • ООО «Балттрансавто» — 6 маршрутов, 81 микроавтобус.

Рельсовые автобусы обслуживает Калининградская пригородная пассажирская компания, 100%-1 акция которой принадлежат РЖД. Стоимость проезда в общественном транспорте — 18 рублей.

Остановка-кафе и городские автобусы.

Автобусы

Автобусы в целом неплохие. Основу парка составляют бывшие в употреблении автобусы из Европы. Да, они не новые, да, морально устарели, но всё же они изначально предназначены для использования в качестве городских автобусов. У них соответствующим образом спланирован салон, есть накопительные площадки, пол не низкий, но и не как у ПАЗиков.

Б/У автобус из Европы. Mercedes-Benz O407 №63156 МКП «Калининград-ГорТранс».

На втором месте по распространенности белорусские автобусы МАЗ с низким полом и местом для инвалидной коляски. Они производят гораздо лучшее впечатление нежели новые НЕФАЗы купленные в Сыктывкаре.

На третьем месте также бывшие в употреблении европейцы, но уже с пригородными салонами. Возможно, они ходят в пригороды, но номера у них были совсем городские. Setra S215UL ООО «ПАП».

В Калининграде есть маршрутные такси. В основном это микроавтобусы Mercedes Sprinter и Iveco Daily. В отличие от Смоленска, они не являются основным транспортным средством города, а дополняют автобусы большой вместимости. Также мне не встретилось ни одного автобуса особо большой вместимости («гармошки»).

Троллейбусы

Современная троллейбусная сеть появилась в Калининграде в 1975 году. В пик максимального развития в городе обслуживалось 12 маршрутов. Сейчас же осталось пять маршрутов, на которых работает 51 машина. Основу парка составляют троллейбусы ЗиУ-682Г, но есть десяток троллейбусов БКМ «Витовт» и ТролЗа «Оптима». Даты постройки — с 1989 по 2013.

БКМ 420030 «Витовт».

Трамвай

Трамвайная инфраструктура практически целиком заброшена, и калининградский трамвай как транспорт рассматривать нельзя. Сейчас работает только один маршрут — №5. Интересно, что калининградский трамвай пережил лихие 90-е практически без потерь, а в жирные двухтысячные из одиннадцати маршрутов закрыли десять. Очень жаль, уникальная сеть с шириной колеи 1000 мм досталась нам еще от немцев. Конка работала в Кёнигсберге с 1881 года.

Трамвай Tatra KT4SU 1990 года.

Сегодня основу трамвайного парка составляют 23 вагона Tatra KT4SU и 10 вагонов Tatra KT4D. Почти все поставлены еще в советское время. Помимо них в городе работает один польский низкопольный трамвай PESA 121NaK 2012 года выпуска.

Рельсовый автобус

В Калининграде есть маршрут рельсового автобуса. Этот экзотический для России вид транспорта больше похож на эксперимент. Он ходит только в часы пик и соединяет спальные районы у станции Киевская с Южным и Северным вокзалами (центр города). Наполняемость вполне приличная. Самое главное — час пик и без пробок. Подвижной состав — мытищинский РА2.

Рельсовый автобус РА2-058, Северный вокзал.

Вокзалы и железная дорога

Развитая железнодорожная сеть также досталась Калининграду от немцев. Сейчас в Калининграде два вокзала. Главный вокзал города, Южный, является конечной для пригородных поездов и поездов дальнего следования. Вокзал является прекрасным образчиком немецкой архитектуры. Темный кирпич, квадратные залы и великолепный дебаркадер. Фасад мне почему-то напоминает вокзал Дюссельдорфа.

В целом, вокзал приведен в порядок, но жизни в нём нет. Поездов мало, людей еще меньше.

Подземный переход у бывшего пригородного зала закрыт, как и сам пригородный зал. Под дебаркадером демонтировано несколько путей. Основная часть путей на вокзале имеет русскую ширину колеи 1520 мм, но есть несколько путей с европейской колеёй в 1435 мм. В свое время там можно было увидеть туристические поезда из Германии, но сейчас пути европейской колеи выглядят брошенными.

Контрольно-измерительный пункт сигнализации и связи калининградской Ж/Д. Раньше это был пост централизованного управления стрелками. Такие конструкции есть на многих старых вокзалах Германии и Италии.

Дебаркадер и пустота.

Южный вокзал.

Северный вокзал совсем пришел в упадок. Основное здание отдано под торговый центр, вместо него на накопительной площадке у платформ построен небольшой павильон. Основная тупиковая часть вокзала не работает, часть путей разобрана. Более активно работает нижняя платформа у единственного сквозного пути. По нему в сторону побережья ходят электрички с Южного вокзала. При этом Северный вокзал находится в экономическом центре города.

Северный вокзал, Калининград.

Местная специфика.

Автовокзал

В Калининграде специфичный автовокзал. Область небольшая, поэтому почти все внутриобластные рейсы можно считать пригородными. Редкий автобус идет больше двух часов. Немногочисленные рейсы за пределы области по понятным причинам международные.

Автовокзал находится в непосредственной близости от Южного железнодорожного вокзала.

Зал ожидания и схема маршрутов.

Расписание междугородних рейсов.

Платформы автовокзала.

Вот такие автобусы работают на междугородних маршрутах. Почти всё б/у из Европы.

Аэропорт

С аэропортом в Калининграде беда. Лет десять назад начали реконструкцию, но так и не довели ее до конца. Сейчас аэропорт похож на район станции метро из лихих девяностых. Могу отметить только две положительных вещи. Первое — автобусная остановка находится прямо у выхода из терминала, таксисты — за ней. Второе — они там не выпендриваются и дают дойти пешком от трапа до терминала, без всяких там автобусов на 100 метров.

Автобусная остановка у выхода из терминала, таксисты за ней.

Грязная зона во всех смыслах грязная. Стойки регистрации находятся в одном небольшом помещении с залом ожидания и выдачей багажа.

При острой нехватке места владельцам аэропорта удалось во все места воткнуть всевозможные ларьки. В итоге аэропорт похож на подземный переход из тех самых лихих девяностых.

В чистом зале не сильно лучше. Вроде и построили совсем недавно, а выглядит как ненужный цех старого завода, переоборудованный под терминал. Внутри конские цены: давно я не видел 0.5 воды за 200 рублей. Даже в московских аэропортах такого нет.

За один день сложно полноценно оценить систему общественного транспорта и его востребованность. Но некоторые вещи всё равно бросаются в глаза. Работающие в Калининграде автобусы и микроавтобусы по комфорту превосходят большинство городов России, но относительная дешевизна автомобилей перебивает это достоинство и приводит к одному из самых высоких уровней автомобилизации в стране и, как следствие, к серьёзным пробкам. 

Смотрите также

Новгород у разбитого автобуса: Как ушла и вернулась компания-перевозчик «Питеравто» (11)

История с компанией «Питеравто» является неудавшейся попыткой новгородских властей вывести сферу перевозок в Великом Новгороде на положительный баланс. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался разобраться, что же пошло не так, и почему ушедший со скандалом питерский перевозчик снова вернулся в Великий Новгород.

Новогодние маршруты РЖД (8)

У авиакомпаний есть такой термин — «разлетать маршрут». Люди должны привыкнуть к расписанию, и в голове потенциальных пассажиров должен отложиться новый способ добраться из пункта А в пункт Б. Мы все знаем, что в Санкт-Петербург можно добраться на «Ласточке», которая ходит два раза в день, а в Москву — на ночном поезде.

Нам есть куда деградировать: общественный транспорт Смоленска (71)

Грязь, маршрутки, попрошайки, ларьки, бесконтрольная наружная реклама. То ли рынок, то ли город. То, чего в городах Северо-Запада России давно нет, а в некоторых и не было. Посмотрите, во что может превратиться наш город, если власти и дальше будут разрешать ставить ларьки и экономить на системе общественного транспорта.

Автобусы Ютун (Yutong) — доступные и недоступные (40)

2 марта новгородский «Автобусный парк» объявил электронный аукцион на предоставление в лизинг 12 автобусов Ютун (Yutong ZK 6852HG). Несмотря на просьбы новгородских общественников и рекомендации общественного совета по транспорту, руководство предприятия решило закупить транспорт именно этой модели.

Транспортный эксперт: Города, сохранившие троллейбусную сеть, выиграют в будущем (3)

Директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов вместе с журналистами, участниками движения «Новый город» и руководителем городского управления по транспорту Игорем Поповым проинспектировал главные улицы Великого Новгорода.

Новгородцы смогут следить за передвижением общественного транспорта онлайн (9)

Новгородцы смогут следить за передвижением общественного транспорта онлайн

Авторские колонки

Комментарии