Грязь, маршрутки, попрошайки, ларьки, бесконтрольная наружная реклама. То ли рынок, то ли город. То, чего в городах Северо-Запада России давно нет, а в некоторых и не было. Посмотрите, во что может превратиться наш город, если власти и дальше будут разрешать ставить ларьки и экономить на системе общественного транспорта.
В качестве предисловия.
Удивительно дело, но многие восприняли этот текст, как некоторую попытку отвлечь внимание от транспортного коллапса в Великом Новгороде. На самом деле идея была обратная — показать то, во что может превратится система общественного транспорта Великого Новгорода, если региональные власти и дальше будут уделять недостаточно внимания проблеме. Пока я отношусь к транспортному коллапсу как временной проблеме, но ПАЗики на улицах города не могут не пугать. Сторонники смоленской системы начали сравнивать новгородский коллапс общественного транспорта с нормальным функционированием системы в Смоленске. Это уже о чем-то говорит.
С общественным транспортом в Смоленске беда. С 2008 года количество перевезенных за год пассажиров снизилось со 109 млн человек до 71 млн. И ничего удивительно, ведь по данным сайта городской администрации Смоленска, 64% пассажиров перевозится маршрутками. Нормальные автобусы перевозят только 7% пассажиров. Схемы общественного транспорта нет ни на остановках, ни на официальном сайте, ни в Google Maps. В гостинице нам объяснили, как найти остановку, примерно так: «После светофора будет каменная стена, в ее начале остановка. Она никак не обозначена, но если вы там будете стоять, то маршрутка остановится».
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/4/7/9/img-1974.jpg)
Колхозная площадь (это официальное название) — главный пересадочный узел Смоленска.
Маршруточники не очень хотят ездить в нерентабельные районы, по этому до остановки иногда нужно пройти солидное расстояние. Так, от нашей гостиницы, до ближайшей остановки было 800 метров. Хотя казалось бы, достаточно большая улица с выездом на трассу М1.
Входить согнувшись в автобусы мы давно отвыкли. А уж про безопасность с отсчитыванием сдачи на ходу даже не говорю. Ну и само собой, никакого контроля — билеты в маршрутках не выдают.
Автобусов особо большой вместимости («гармошки») в Смоленске нет вообще. Лучшее, что есть в Смоленске, это самый простой ЛиАЗ.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/7/6/9/img-1967.jpg)
Грязь, ларьки и маршрутки — главное впечатление от Смоленска. На глаз, на каждый нормальный автобус приходится пять ПАЗиков и около 30 микроавтобусов.
Короткое видео. Атмосфера Колхозной площади.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/3/6/9/img-1963.jpg)
При этом большие автобусы обслуживают в основном пригороды. Микроавтобусы разные — Mercedes Sprinter, Iveco Daily, ГАЗель NEXT Citiline и т.п.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/6/6/9/img-1966.jpg)
ГАЗель NEXT Citiline. Страшный сон мэра, уважающего свой город и его жителей.
Стоимость проезда — 16 рублей. Стоимость проездного трамвай+троллейбус — 1060 рублей, по отдельности — 800 рублей.
Зато с трамваем всё не так плохо. Они перевозят 13,1% пассажиров, это почти в два раза больше, чем автобусы. Сейчас ведется реконструкция путей маршрута №4 в Заднепровском районе. Состояние путей в разных местах разное, но в целом лучше, чем в среднем по России. Есть хорошие участки, но есть участки, требующие шлифовки рельс и укрепления стыков. На маршрутах работает более 70 трамваев, практически все производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Дата выпуска с 1988 по 2011.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/3/7/9/img-1973.jpg)
Трамвайный вагон №145 Усть-Катавского завода. Год выпуска — 1988, один из старейших в Смоленске. Трамвайное кольцо у вокзала на улице Кашена.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/9/6/9/img-1969.jpg)
Трамвайный вагон №220 Усть-Катавского завода. Этот поновее, 1994 года выпуска. Проспект Гагарина.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/1/7/9/img-1971.jpg)
Трамвайное движение по улице Тенишевой.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/4/6/9/img-1964.jpg)
Трамвайные пути на улице 12 лет Октября. Выглядят достойно.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/5/6/9/img-1965.jpg)
Реконструкция трамвайных путей на путепроводе через железную дорогу у центрального вокзала.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/8/6/9/img-1968.jpg)
Трамвайные пути на улице Желябова захватил рынок. Из-за ремонта трамваи там сейчас не ходят.
5,7% пассажиров в Смоленске перевозят троллейбусы. Все троллейбусы работают в Промышленном районе и не заходят в центр города. Троллейбусы в Смоленске появились в 1991 году и сейчас на четырех маршрутах работает 48 машин. Основу парка составляют троллейбусы ЗиУ-682Г, но есть несколько ТролЗа «Оптима», ТролЗа «Мегаполис» и ВМЗ-100. Даты постройки — с 1991 по 2009.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/0/7/9/img-1970.jpg)
Цены на проездные билеты.
Дороги и тротуары
В целом, дороги Смоленска оставили положительное впечатление. Точно лучше, чем в Великом Новгороде. Хотя я пока не нашел города, где дороги хуже, чем у нас. Пробки оценить не смог, были выходные.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/2/6/9/img-1962.jpg)
Смоленск не обошли камеры фиксации нарушений ПДД. Сделано как и у нас — на соплях, проводами наружу. Выглядит ужасно.
А вот с пешеходной инфраструктурой беда. Передвигаться по городу пешком крайне затруднительно. Тротуары разбиты, от снега убирают только центр.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/5/7/9/img-1975.jpg)
Тротуар ведущий к открытой части крепостной стены. Аналог боевого хода в новгородском кремле. На тротуаре лёд. Я люблю, когда тротуары не посыпают грязью, но не когда под горку.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/6/7/9/img-1976.jpg)
Типичный смоленский тротуар. Снег убран, грязи нет, немного скользко.
Но больше всего напрягают светофоры и отсутствие пешеходных переходов. Иногда, чтобы попасть в магазин на той стороне улицы (25 метров), приходится навернуть круг метров в 300 и постоять на светофоре 2-3 минуты. Да, в Смоленске огромное количество светофоров, где пешеходам счётчик подолгу показывает 99 секунд. На перекрестке улиц Беляева и Студенческой мы простояли почти 4 минуты, потом нам дали 12 секунд на переход. Хоть переносной стул с собой носи.
![](http://i.novgorod.ru/imho/photos/2/7/9/img-1972.jpg)
Светофор показывает 99 секунд. Больше показывать он не может, поэтому обратный отсчет не работает. Ходили на красный. Пусть те, кто настраивали светофоры, сами стоят по 3-5 минут на каждом перекрестке.
Смотрите также
Результат выборов — обновление новгородских политических элит (92)
Прошли сентябрьские выборы. Изменилось руководство Государственной Думы и Администрации Президента России, определился баланс партий в комитетах Государственной Думы России, обновилась и Новгородская областная Дума. Каковы итоги этих выборов? Об этом рассказывает известный российский политик, член Общественной палаты России от Новгородской области, писатель Максим Сергеевич Григорьев.
Мало кто знает, что в Новгородской области добывали уголь. Самое большое шахтоуправление находилось в рабочем посёлке Комарово Любытинского района.
Красивые мосты Новгородской области: железная дорога Окуловка — Неболчи (6)
Продолжаем тему красивых мостов Новгородской области. Так получилось, что почти все они железнодорожные. Связано это с тем, что массовое строительство автомобильных мостов началось позже, когда уже было внедрено строительство типовых мостов с железобетонными пролетными строениями.
Строительство М11: Угловская развязка (2)
Угловская развязка — выход с автомагистрали М11 и пункт взимания платежей в нескольких километрах от поселка Угловка Новгородской области. Так как в области будет всего четыре выхода с М11, то каждый из них станет крупным транспортным узлом и центром притяжения придорожного бизнеса. Угловская развязка будет использоваться как съезд к Боровичам и Валдаю.
Непростая связь: работа в условиях отсутствия инфраструктуры (5)
Почти в каждом регионе России есть посёлки и деревни, где «Ростелеком» является единственным оператором связи. Но есть особенные места, где от работы магистральных каналов «Ростелекома» зависят города и регионы целиком. Об одном из таких мест и пойдет рассказ в этой публикации.
Непростая связь: водолазы «Ростелекома»
С одной стороны, никогда бы не подумал, что у «Ростелекома» есть своя водолазная служба. Но с другой стороны, когда узнаешь о ее существовании, вроде бы всё и логично. Кто-то же должен обслуживать подводные коммуникации.