После сравнения общественного транспорта Великого Новгорода с Калининградом, который почти в два раза больше, сравним его с Арзамасом, который наоборот, в два раза меньше. Это сравнение тоже не будет корректным, так как Арзамас уникальный город, после которого новгородские «Ретро-Икарусы» покажутся не такими и ретро.
Арзамас примечателен тем, что это единственный город в России, в котором до сих пор массово эксплуатируются автобусы ЛиАЗ-677М, получившие в народе прозвище «Скотовозка».
По ощущениям, около 30% автобусов Арзамаса — это старые ЛиАЗ-677М, 50% более современные, но далеко не новые автобусы ЛиАЗ-5256 и оставшиеся 20% — это автобусы ПАЗ. По факту, из 122 работающих в Арзамасе автобусов 47 — ЛиАЗ-5256, 35 — ПАЗ и 21 — ЛиАЗ-677М.
Автобусы ЛиАЗ-677М в историческом центре Арзамаса.
Значительная доля автобусов ПАЗ работает на пригородных маршрутах. Относительно новые автобусы ЛиАЗ-5256 обслуживают самые загруженные маршруты, соединяющие крупные промышленные зоны (71% жителей Арзамаса заняты на промышленных производствах) со спальными районами. Остальные маршруты обслуживают автобусы ПАЗ и те самые «Скотовозки» ЛиАЗ-677М. Так, например, маршрут №1, соединяющий центр города с вокзалами, обслуживают как раз «Скотовозки».
ЛиАЗ-677М первого маршрута на Соборной площади.
Автобус ЛиАЗ-677М стал первым в СССР массовым автобусом городской компоновки. Именно за наличие накопительных площадок и увеличенное количество мест для стояния автобус и получил своё неприятное прозвище. Интересно, что более современные ЛиАЗ-5256 концептуально ничем не отличаются от своих предшественников. Более того, старый ЛиАЗ-677М имеет более низкий уровень пола на задней накопительной площадке.
Салон автобуса ЛиАЗ-677М.
На сегодняшний день проезд в городском транспорте Арзамаса стоит 16 рублей. С апреля ожидается подорожание до 20 рублей (на 25%). Само собой, жители Арзамаса негодуют и не хотят платить 20 рублей за ЛиАЗ сорокалетней давности. Проездной стоит 850 рублей, с апреля — 950 рублей. Школьный — 400 рублей, с апреля — 500. Социальные проездной с 1 апреля не подорожает и по-прежнему будет стоить 500 рублей.
Автобус ЛиАЗ-5256 на фоне Воскресенского собора.
Помимо традиционных социальных проездных в Арзамасе есть социальные билеты с ограничениям по количеству поездок — стоит 400 рублей. В таком случае проездной билет это 39 специальных талончиков с номером месяца, которые у кондуктора обменивают на специальные билеты.
Автобусы ЛиАЗ-677М и ПАЗ на автостанции Арзамаса.
Сеть общественного транспорта Арзамаса насчитывает 14 городских маршрутов. Но у Арзамаса большое количество ближних пригородов, которые обслуживают уже пригородные маршруты. Стоимость проезда зависит от маршрута и начинается от 20 рублей. На пригородных маршрутах, в основном, работают автобусы ПАЗ, но ощутимую долю составляют всё те же ЛиАЗ-677М.
Автостанция Арзамаса.
Железная дорога
Арзамас — железнодорожный узел, находящийся на пересечении железных дорог Москва — Казань и Нижний Новгород — Пенза. На широтной железной дороге Москва — Казань находится станция Арзамас-2. На ней останавливаются поезда, следующие на Москву, Санкт-Петербург, Минск, Казань, Новокузнецк, Чебоксары, Нерюнгри, Улан-Удэ, Красноярск и другие. Из-за запуска скоростного пассажирского движения между Москвой и Нижним Новгородом параллельный ход Москва — Казань принял на себя большую часть грузового движения Транссибирской магистрали. Через станцию Арзамас-2 грузовые поезда идут с интервалами близкими к метрополитену. Так, например, здесь можно встретить поезда, состоящие только из вагонов «Почты России».
Мерзлотная станция в составе поезда Москва — Новокузнецк под электровозом ЭП1М.
Ежедневно с вокзала отправляется около 20 пригородных поездов до Нижнего Новгорода, Мурома и Сергача. Время в пути до Нижнего Новгорода — 2 часа 40 минут. На маршрутах эксплуатируются современные электропоезда ЭД9М и ЭД9Э.
Электричка из Нижнего Новгорода на станции Арзамас-2.
Салон электрички из Нижнего Новгорода. Количество пассажиров впечатляет.
Станция Арзамас-1 находится на железной дороге Нижний Новгород — Пенза. Здесь останавливается всего три поезда: Санкт-Петербург — Уфа, Санкт-Петербург — Самара и Воркута — Адлер.
Смотрите также
Общественный транспорт Калининграда (33)
Публикация об <a href="https://news.novgorod.ru/articles/read/635.html" target="_blank">общественном транспорте Смоленска</a> вызвала бурную реакцию. Многие наши читатели стали защищать маршрутные такси, а честь своего города пришли отстаивать жители Смоленска. Мы решили продолжить тему и рассказать об общественном транспорте Калининграда.
Нам есть куда деградировать: общественный транспорт Смоленска (71)
Грязь, маршрутки, попрошайки, ларьки, бесконтрольная наружная реклама. То ли рынок, то ли город. То, чего в городах Северо-Запада России давно нет, а в некоторых и не было. Посмотрите, во что может превратиться наш город, если власти и дальше будут разрешать ставить ларьки и экономить на системе общественного транспорта.