Новгород у разбитого автобуса: Как ушла и вернулась компания-перевозчик «Питеравто»

Комментариев: 12
+80
Автор: Лена Ваганова
Четверг, 29 декабря 2016 года, 12:50

История с компанией «Питеравто» является неудавшейся попыткой новгородских властей вывести сферу перевозок в Великом Новгороде на положительный баланс. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался разобраться, что же пошло не так, и почему ушедший со скандалом питерский перевозчик снова вернулся в Великий Новгород.

План по спасению

Проблемы в МУП ПАТ-2 (сейчас ОАО «Автобусный парк») начались задолго до того, как предприятие взяло в аренду 92 автобуса у компании «Питеравто». Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев вспоминает — в декабре 2007 года он впервые посетил предприятие, тогда его сотрудники вынуждены были проводить рабочий день в обшарпанных неотапливаемых помещениях, износ транспорта составлял 80%, ни о каких социальных выплатах и речи быть не могло. У градоначальника даже мелькнула мысль, что его побьют, настолько недовольными выглядели встретившие его люди.

— Начали им потихоньку помогать. Надо было около 80 автобусов заменить. Начали искать, что делать дальше, — вспоминает Бобрышев.

В 2011 году при неоднозначных обстоятельствах директором МУП «ПАТ-2» стал Дмитрий Веркин. Его назначили после того, как бывший руководитель предприятия Евгений Сергеев вместе с профсоюзом выступили против решения городских властей передать несколько прибыльных маршрутов другому перевозчику.  В итоге маршруты остались у ПАТ-2, но через 20 дней сменилось его руководство.  В том же 2011-м городские и областные власти начинают переговоры с «Питеравто».

— Компанию из Санкт-Петербурга привёл Сергей Митин. И спасибо ему за это большое, — рассказывает Юрий Бобрышев. — Впервые у нас был разговор в кабинете губернатора. Перевозчики сказали, что готовы поставить 100 автобусов. 

Автобусы «Питеравто» прибыли на работу в Великий Новгород, 2012 год

В итоге было заключено два контракта (от 23 декабря 2011 года и от 4 апреля 2012 года) на аренду  92 автобусов марки ЛиАЗ-6212. Аренда осуществлялась у «Питеравто» через дочернее предприятие «ПАТП Великого Новгорода». Власти тогда громко отчитались, что в качестве топлива в арендованных автобусах используется сжатый природный газ, это поможет сэкономить более 1,1 млн рублей. Тогда же было заявлено, что «Питеравто» готово купить ПАТ-2. Именно для этого новгородское муниципальное предприятие акционировали. Но планам не суждено было сбыться.

Скандал и изгнание

Экономически выгодный договор аренды автобусов у «Питеравто» из спасительного за несколько лет превратился в «кабальный». Именно так теперь его называют в пресс-службе «Автобусного парка».

Согласно договору, новгородский перевозчик должен был ежемесячно платить за питерские автобусы около 5 млн рублей, при этом не учитывался износ техники. Также документ не предусматривал право выкупа автобусов. Ожидаемой экономии от перехода на газовое топливо не произошло. В отчёте Контрольно-счётной палаты о хозяйственной деятельности МУП «ПАТ-2» говорится, что заключение договоров аренды с «Питеравто» привело к увеличению общих затрат предприятия в 2012 году почти на 50 млн рублей. Перевозчик закончил год с убытком в 105 млн рублей. Финансовое положение усугублялось тем, что предприятие регулярно недополучало из бюджетов разных уровней выпадающие доходы за перевозку льготников.

— Договорами аренды предусматривается возможность осуществления арендодателем финансового контроля за формированием финансовых результатов деятельности предприятия, то есть фактически заключенными договорами сторонней организации дано право осуществлять контроль за состоянием муниципального имущества, переданного Великим Новгородом в хозяйственное ведение предприятию, — говорится в отчёте Контрольно-счётной платы Великого Новгорода.

С одобрения депутатов Великого Новгорода «Автобусный парк» в декабре 2014 года перешёл из городской собственности в областную. Перед этим директор предприятия Дмитрий Веркин успел продлить «кабальный» договор ещё на три года. После смены хозяев предприятия Веркин уволился и перешёл работать в городскую администрацию. Там он продержался всего три месяца. В июле 2015 года на него завели уголовное дело за невыплату налоговых отчислений на сумму более 11,5 млн рублей. Позже он погасил долг, и дело закрыли. Стоит отметить, что все эти события происходили в то время, когда мэра Юрия Бобрышева незаконно отправили в отставку, исполнял обязанности главы администрации Александр Тарасов.

— Что стало с этим предприятием, когда им руководил Веркин? Предприятие приобрело нормальный вид, были отремонтированы все помещения, подвели тепло. Люди были одеты в нормальную спецодежду. Мне было приятно смотреть. Сделана новая столовая, горячее питание для работников. Внедрён автоматизированный контроль за всеми автобусами, — рассказал Юрий Бобрышев.

По данным Контрольно-счётной палаты, в «Автобусном парке» только в 2013 году на увеличение фонда заработной платы дополнительно было направлено порядка 50 млн рублей, компенсация работникам стоимости питания составила более 5 млн рублей, расходы на добровольное медицинское страхование превысили 3 млн рублей. Кроме того, в 2013 году приобретён пассажирский автобус «Ютонг» за 3,5 млн рублей и два автобуса ЛиАЗ.

Во время правления Веркина «Автобусный парк» закупил также четыре легковых автомобиля общей стоимостью 3,5 млн рублей, при этом два из них повышенной комфортности: Hyundai Grand Starex стоимостью 1,77 млн рублей и Peugeot 508 стоимостью 0,971 млн рублей, также были приобретены два телевизора LG, один из них с домашним кинотеатром стоимостью более 98 тысяч рублей. По информации Ивана Поступаленко, который сегодня руководит «Автобусным парком», купленный Веркиным транспорт до сих пор находится на балансе предприятия. 

Новые хозяева «Автобусного парка» взбунтовались против «кабального» договора по аренде автобусов и оспорили его в суде. А пока шли разбирательства, за транспорт никто не платил, практически за два года накопился долг перед «Питеравто» на 100 млн рублей. Суд поддержал новгородского перевозчика, и договор был признан недействительным. После чего «Питеравто» забрало автобусы, заявив СМИ, что «новгородцы стали заложниками игр чиновников».

Чем известно «Питеравто» в других регионах

Этой осенью «Питеравто» забрало автобусы не только в Великом Новгороде, но и в Вологде. По информации вологодских СМИ, местному перевозчику навязали заведомо невыгодный контракт с «Питеравто». Муниципальное предприятие ПАТП-1 не смогло выплачивать арендные платежи и погрязло в долгах. История закончилась тем, что исполнявший обязанности директора ПАТП-1 Евгений Пурин чуть ли не сбежал, оставив свою должность, а 100 автобусов вернулись в Санкт-Петербург. 

Вологда в отличие от Великого Новгорода арендовала автобусы, которые использовались более семи лет, 10% арендованной техники требовало ремонта. Одна из причин заинтересованности работы «Питеравто» в регионах — это использование автобусов, которые по возрасту уже не подходят для столиц.

Как прокомментировал интернет-порталу «Новгород.ру» эксперт блога «Питертранспорт» Анатолий Хозяинов, сейчас старая техника «Питеравто» используется частично в Карелии и в Ленобласти. В городах-миллионниках Москве и Волгограде у компании исключительно новые автобусы. 

«Питеравто» продолжает искать новые рынки на случай сокращения маршрутной сети в Санкт-Петербурге. Сейчас компания активно работает в Москве (более 300 автобусов), Петрозаводске (более 200 автобусов) и Волгограде (более 150 автобусов). Кстати, в Волгограде теперь работает и Дмитрий Веркин. Местные жители, узнав о его прошлом в Великом Новгороде, написали петицию депутату Госдумы Наталье Поклонской.

 

Скриншот с сайта change.org

— Если брать случаи, когда компания работает напрямую (Москва, Волгоград), то это гораздо более прозрачный и понятный механизм, нежели когда она действует через посредников (Вологда, Новгород, Петрозаводск). Подозрительные финансовые схемы и процедуры спорной законности происходят именно во втором случае. Один из примеров, подобных новгородскому — Иркутск, куда летом 2016 компания сдала в аренду местному МУП ПАЗы-3203 возрастом 1,5 года с правом выкупа по стоимости, превышающей 2 млн рублей за машину. Это самая дешёвая модель городских автобусов, по программе утилизации в конце 2014 года они покупались примерно за 1 млн рублей, — прокомментировал эксперт.

 

Возвращение

После громкого ухода «Питеравто» из Великого Новгорода прошло всего два месяца. Но компания снова вернулась на рынок новгородских перевозок, выиграв аукцион на обслуживание бывших маршрутов «Автобусного парка». Больше никто из перевозчиков не захотел участвовать в данных торгах.

Возвращение произошло незадолго до того, как вице-губернатор Александр Тарасов объявил СМИ о том, что областные власти рассматривают вариант приватизации многострадального «Автобусного парка». 

Для устранения транспортного коллапса «Автобусный парк» арендовал Икарусы у ретро-музея

Тут надо вспомнить, что когда «Питеравто» пришёл в регион первый раз, работа с ним велась с прицелом на продажу «Автобусного парка». Но сделка не состоялось. Вместо неё «Автобусный парк» бесплатно передали из городской собственности в областную. По словам Юрия Бобрышева, дело было в том, что область задолжала «Автобусному парку» 200 млн рублей по выпадающим доходам за перевозку льготников и не хотела их выплачивать. Опираясь на поддержку городских депутатов, региональное правительство забрало себе компанию-перевозчика, решив таким образом проблему с долгом. 

— В это время началась атака на меня  — плохое руководство «Автобусным парком», убыточное предприятие. Конечно, убыточное. Вы отдайте 200 миллионов! — рассказывает Юрий Бобрышев. — Теперь за деньги будет продаваться наше имущество. То есть город потерял 500 млн рублей, в результате акции, которую сделали депутаты — 300 миллионов это стоимость «Автобусного парка» и ещё 200 миллионов — долги правительства по выпадающим доходам.

Теперь в соответствии с новым законодательством, все маршруты буду разыгрываться на аукционах. И тот же «Питеравто» сможет забрать себе долю новгородских перевозок, а «Автобусный парк» будет конкурировать с питерским гигантом на вполне прозрачных условиях. Только вряд ли новгородский перевозчик с его ретро-техникой и Ютунами малой вместительности сможет зарабатывать. Наверное, в сложившейся ситуации, действительно, наипростейшее решение — это продать этот чемодан без ручек. Его уже и тащить сложно и дивидендов он не приносит. 

То на чём сейчас вынуждены ездить новгородцы

После продажи «Автобусного парка», на его развитие потребуются деньги. Эти расходы, скорее всего, лягут на плечи новгородцев. Но будет ли в таком случае власть выполнять свои социальные обязательства, то есть заниматься организацией пассажирских перевозок, чтобы было удобно и комфортно для горожан. Этот вопрос остаётся без ответа. К сожалению, те, кто принимают решения, ездят на общественном транспорте только в качестве пиар-акций и не вполне себе представляют этот ад на колёсах, через который ежедневно проходят новгородцы, чтобы добраться из дома на работу и обратно.

Смотрите также

Стать знатоком за 60 секунд

Основал клуб «60 секунд» бывший спортивный журналист Леонид Эдлин, таким образом он превратил своё увлечение интеллектуальными играми типа «Что? Где? Когда?» в бизнес. Сейчас филиалы клуба открыты в 50 городах России. В Великий Новгород игру привёз Евгений Лукин. Уже практически год три раза в неделю новгородцы пробуют себя в качестве знатоков. Недавно новгородский клуб «60 секунд» выиграл конкурс молодых предпринимателей в номинации «Открытие года».

Большие пожары в Малой Вишере (1)

В течение двух лет жители Малой Вишеры боялись спать по ночам. В маленьком городке один за другим загорались жилые дома. Подозреваемых удалось задержать в июне 2015 года. Сейчас дело молодых девушек Надежды Третьяковой и Светланы Кисенко рассматривается в суде. Им предъявлено обвинение только по шести домам, сгорело же больше 14 домов. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался узнать, идёт ли расследование по другим эпизодам, и по какой причине в Малой Вишере могли происходить массовые поджоги.

Ловить или запрещать? (6)

В течение двух лет рыбаки-любители говорят о том, что на озере Ильмень необходимо запретить промысловый лов рыбы во время нереста. Они устраивают пикеты, но власти не спешат их слушать и в очередной раз отчитываются рекордами в области хорошего улова. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался разобраться в риторическом вопросе: ловить или запрещать?

Дети в интернете: О чём стоит беспокоиться родителям?

«Новая газета» опубликовала статью «Группы смерти», в которой автор Галина Мурсаливаева рассказывает о сообществах в социальных сетях, где подростков якобы доводят до суицида. За три дня число просмотров материала превысило полтора миллиона. Текст вызвал широкий резонанс и поставил в замешательство многих родителей. Интернет-портал «Новгород.ру» поговорил с психологом, психотерапевтом Альфиёй Пановой о том, стоит ли родителям контролировать переписку детей в интернете.

«Коридор бессмертия»: кино о силе человеческого духа

С февраля 1943-го по март 1944-го года каждую ночь от станции Шлиссельбург отправлялось по 30 поездов с провизией и боеприпасами в блокадный Ленинград. Дорога регулярно подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу, из-за чего получила название «коридор смерти». О людях, работавших на этой железнодорожной магистрали, расскажет новый фильм, съёмки которого проходили в Новгородской области.

Ёлки из добрых рук

Интернет-портал «Новгород.ру» отправился в Новгородский район, чтобы посмотреть, откуда приезжают в город лесные красавицы.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки