Затратное дело: Сколько денег потратили кандидаты на выборы губернатора

4.4K
12
Автор: Александр Басун
3 ноября 2017 года, 13:10

Недавно региональный избирком опубликовал финансовые отчёты кандидатов в губернаторы Новгородской области. В предвыборной кампании участвовали семь человек, шесть из них суммарно потратили 30,8 млн рублей. Кто сколько получил и на что потратил — в материале «Новгород.ру».

В любой предвыборной кампании есть четыре источника финансирования. Это партия, от которой выдвигается кандидат, собственные средства кандидата, добровольные пожертвования юридических лиц и добровольные пожертвования граждан. На выборах губернатора Новгородской области из 30,8 млн рублей кандидаты вложились на 880 тысяч рублей, 3,45 млн рублей пожертвовали организации, 190 тысяч рублей — граждане. Остальные 26,3 млн рублей на предвыборные кампании выделили партии.

Половину этой суммы — 15,47 млн рублей — для ведения предвыборной кампании получил Андрей Никитин «Единая Россия», 7,86 млн рублей — Михаил Панов («Справедливая Россия»), 4,68 млн рублей — Антон Морозов (ЛДПР), 1,83 млн рублей — Ольга Ефимова (КПРФ), 711 тысяч рублей — Николай Захаров («Патриоты России»).

Ещё 328 тысяч рублей получила руководитель регионального отделения «Яблока» Анна Черепанова, но не смогла принять участие в выборах, так как не собрала необходимое количество подписей в свою поддержку. При этом она подарила 43 рубля областному бюджету. Кандидат в губернаторы от партии «Родина» Дмитрий Рубахин представил «нулевой» отчёт, снявшись с предвыборной гонки.

Если сложить все доходы соперников Андрея Никитина, то получится почти столько же, сколько ему выделила «Единая Россия». Но при этом он вложил собственные 470 тысяч рублей.

Зная данные о финансировании предвыборных кампаний и результаты выборов, можно понять в какую цену каждому кандидату обошёлся голос избирателя.

Кандидат Финансирование Полученные голоса Цена за голос (руб.)
Ольга Ефимова (КПРФ) 1,83 млн рублей 23167 (16,17%) 79,07
Андрей Никитин («Единая Россия») 15,47 млн рублей 97405 (67,99%) 158,82
Николай Захаров («Патриоты России») 711 тысяч рублей 2450 (1,71%) 290,24
Антон Морозов (ЛДПР) 4,68 млн рублей 10765 (7,51%) 434,76
Михаил Панов («Справедливая Россия») 7,86 млн рублей 5859 (4,09%) 1341,69

Расходы

В целом кандидаты могут тратить деньги из избирательного фонда на организацонно-технические меры по сбору подписей, изготовление листов поддержки, рекламу в СМИ (газеты, сетевые издания, радио, телевидение), на наружную рекламу (билборды, листовки, плакаты), проведение предвыборных собраний и митингов, оплату услуг, выполненных юридическими лицами, и на прочие расходы.

По меркам выборов на изготовление листов поддержки и прочие расходы участники выборов потратили копейки — всего 84 тысячи рублей. При этом, чтобы заручиться поддержкой 137 депутатов, они потратили 566,7 тысяч рублей. Дешевле всего подписи обошлись Михаилу Панову.

Кандидат Траты на получение подписей Цена за подпись депутата (руб.)
Михаил Панов («Справедливая Россия») 32 100 234,4
Ольга Ефимова (КПРФ) 34 036 248,4
Андрей Никитин («Единая Россия») 110 000 854
Николай Захаров («Патриоты России») 140 000 1021,8
Антон Морозов (ЛДПР) 200 480 1463,3

Молодёжь на выборы не ходит, поэтому Ефимова, Захаров, Морозов, Никитин и Панов заманивали на выборы пожилое население, потратив на радио, телевидение и газеты 5,4 млн рублей, а на сетевые издания — 412 тысяч рублей. Львиная доля расходов легла на наружную рекламу и оплату услуг. На что именно были потрачены 30,8 млн рублей известно областному избиркому и кандидатам, в открытых источниках публикуется только классификация расходов.

Ольга Ефимова (КПРФ)

Ольга Ефимова получила от партии на предвыборную кампанию 1,53 млн рублей и по 150 тысяч рублей от юридических лиц и граждан. По закону кандидаты не обязаны вносить собственные средства, но Ефимова символично внесла 100 рублей в свой избирательный фонд.

Коммунистка, которая неоднократно с однопартийцами протестовала против роста тарифов ЖКХ, добивалась возвращения социальных льгот и отставки Дмитрия Медведева, в этот раз не стала тратиться на организацию митингов. Миллион рублей она потратила на наружную рекламу, 80 тысяч рублей — на рекламу в сетевых изданиях, ещё примерно по 200 тысяч рублей — на оплату услуг и рекламу в газетах, на радио и телевидении.

Николай Захаров («Патриоты России»)

Николай Захаров, который с 1999 года не пропускает ни одни выборы губернатора, провёл самую скромную предвыборную кампанию и фактически за свой счёт. По документам кандидат получил 711 тысяч рублей, из них 400 тысяч рублей самого Захарова, 300 тысяч рублей — юридических лиц, 11 тысяч рублей — «патриотично» выдала партия. Только получилось так, что при перечислении 300 тысяч юрлицо не указало обязательные сведения, эти деньги пришлось вернуть.

По 140 тысяч рублей Захаров потратил на сбор подписей и наружную рекламу, 90 тысяч рублей — на рекламу в газетах, 35 тысяч рублей — на оплату услуг. «Наверное, это наша ошибка, что не смогли дойти до каждого человека», — говорил кандидат, набравший на выборах 1,71% голосов. Хотя на самом деле просто не хватило денег.

Антон Морозов (ЛДПР)

Антон Морозов, заявлявший, что у него есть «железнобетонное основание» для снятия с выборов кандидатуры Андрея Никитина, набрал на выборах 7,48% голосов. За кресло губернатора либерал-демократ боролся практически за партийные средства. Из 4,68 млн рублей лишь пять тысяч рублей — деньги Морозова.

Из этих денег 2,93 млн рублей Морозов потратил на листовки, плакаты, билборды, на рекламу в газетах, сетевых изданиях, на радио и телевидении. 600 тысяч рублей ушло на собрания и митинги, 800 тысяч рублей — на оплату услуг. Учитывая, что на одном из митингов выступала группа «На-На», гонорар у ребят не очень высокий.

Андрей Никитин («Единая Россия»)

Почти полмиллиона рублей будущий победитель выборов губернатора вложил из своего кармана. Статус врио губернатора помог Андрею Никитину сэкономить массу денег на встречах с избирателями и рекламе.

На митинги и рекламу в газетах и сетевых изданиях он потратил миллион рублей. Соперники по гонке упрекали его в том, что для агитаций он использует подконтрольные правительству СМИ, но областной избирком признал материалы, которыми жители топят печки, информационными.

Новгородцы практически на каждом шагу видели рекламу Никитина на билбордах и других рекламных конструкциях. На это и другие типы наружной рекламы ушло 5,2 млн рублей. Большая часть избирательного фонда — 6,4 млн рублей — была потрачена на оплату услуг, выполненных юрлицами и гражданами. Это при том, что, по словам властей, Гарик Сукачёв выступал на Софийской площади бесплатно.

Кандидатуру Андрея Никитина агрессивно рекламировали через социальные сети и сервисы контекстной рекламы компаний Яндекс и Google. По закону кандидаты имеют право заключать договоры на оказание услуг только с юрлицами и гражданами России, поэтому в Google, Facebook, Instagram и другие зарубежные сервисы самостоятельно никто лезть не будет, но зато можно нанять российское рекламное агентство, которое будет этим заниматься.

Михаил Панов («Справедливая Россия»)

Пожалуй, самая странная избирательная кампания. После выдвижения Михаила Панова фракцию справедливороссов в областной думе покинул Михаил Караулов. Кандидат со вторым предвыборным бюджетом после Андрея Никитина набрал 4,09% голосов. А после выборов вышел из состава городской думы, но до этого прокуратура выяснила, что он скрыл информацию об имуществе и участии в финансовой компании «Партнёр»

У Михаила Панова на выборах было в распоряжении 7,86 млн рублей, из которых 3 млн рублей ему добровольно пожертвовали юридические лица. Почти 75% от всей суммы он отдал юридическим лицам и гражданам за оказанные услуги. Около 2 млн рублей он потратил на рекламу: 1,7 на листовки, билборды и прочее, 300 тысяч на рекламу — в газетах, на радио и телевидении.

Сейчас итоговую финансовую отчётность всех кандидатов проверяет избирательная комиссия Новгородской области.

Смотрите также

Светлое будущее: В Великом Новгороде обсудили стратегию развития города до 2030 года 6

В четверг, 5 октября, в аудитории культурного центра «Диалог» жители Великого Новгорода вместе с представителями власти обсуждали, какие цели и задачи нужно решить, чтобы к 2030 году улучшить социально-экономическую ситуацию города. Мэрия предложила свои варианты развития, новгородцы — свои.

Реинкарнация фабрики троллей: как создают положительный образ Андрея Никитина 36

В декабре 2016 года мы рассказывали вам о новгородской фабрике троллей, где виртуальные комментаторы на заказ атаковали блогеров и гражданских активистов, несогласных с политикой экс-губернатора Сергея Митина. Казалось бы, Митин ушёл, пришёл Андрей Никитин, в правительстве сменилась команда, но методы работы остались прежние.

Гарик Сукачёв: У каждого человека есть право на свободу 5

В субботу, 2 сентября, в Великом Новгороде прошёл концерт Гарика Сукачёва и оркестра Кампанелла Каменной Звезды. Перед своим выступлением артист рассказал о школе, о том, как он выступал против уголовного законодательства, и как сейчас выглядит музыкальная индустрия в России.

Комментарии