Закатали в асфальт 30 млрд рублей: итоги нацпроекта «Безопасные качественные автодороги» в Новгородской области
Сегодня стало известно, что председателя правительства Новгородской области Станислава Шульцева арестовали в Москве по подозрению в получении взятки в особо крупном размере.
Ранее в Иваново за взяточничество арестовали владельцев компании «Союз Автодор» — крупнейшего подрядчика по ремонту новгородских дорог. Есть вероятность, что это просто совпадение, но мы всё же решили вспомнить, как шла в регионе реализация нацпроекта БКД.
Официально власти сообщали о том, что в Новгородской области завершена реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги»:
— Так, 61,3% дорог региональной сети и 89,7% дорог Новгородской городской агломерации приведены к нормативу. В прошлом году отремонтировано 217 км региональных дорог. В 2024 году общий объём субсидий органам местного самоуправления на муниципальные автомобильные дороги составил почти 2,2 млрд рублей. За счёт средств субсидии из областного дорожного фонда выполнен ремонт автомобильных дорог местного значения более 170 км.
Посмотрим объективно на все доступные цифры и информацию. За реализацией проекта БКД «Новгород.ру» следило довольно пристально с самого его начала. Внимание изначально привлекли аукционы — они были очень крупные (точно выше среднероссийских) и практически всегда проходили без какой-либо конкуренции.
То есть буквально это выглядело так: объявляется четыре аукциона по миллиарду рублей каждый и так удачно получалось, что на половину из них заявлялся один подрядчик, а на другую половину — другой (ООО «Союз Автодор» и АО «СМУ-Дондорстрой»). И они никогда не пересекались, хотя аукционы проходили чуть ли не в один день. Угадать, в каком именно будет участвовать конкурент, а в каком — нет, на самом деле невозможно, так устроен процесс госзакупок. Вывод можно сделать один.
То, что они были очень крупными — не случайность. Чем больше лот, тем меньше участников будет допущено до аукциона, потому что есть ограничение: у подрядчика, претендующего на такие работы, за спиной должен быть опыт исполнения одного контракта на сумму не меньше чем на 250 млн рублей. Это моментально отсекло любого местного новгородского подрядчика, потому что в регионе до нацпроектов просто не было таких аукционов. Кроме того, крупная стоимость, но всегда меньше миллиарда, была не просто так — аукционы дороже милиарда уже проверяла Счётная палата России, а такое внимание, как мы предполагаем, было не в интересах местных чиновников.
Логика собирания региональных дорог в один лот тоже не всегда была очевидна: достаточно просто посмотреть на карту, чтобы в голову приходили самые странные ассоциации. Например, в одном из материалов мы сравнивали участки дорог с рассыпанными макаронами. Всё бы ничего, но из-за этого другие дороги, которые очень давно требуют ремонта, так и не смогли их дождаться, несмотря на все старания местных жителей.
Да какая вообще разница, насколько большие лоты и какие подрядчики выходят на эти аукционы, спросит рядовой налогоплательщик региона, лишь бы ремонтировали. На самом деле, разница есть и она существенна.
Зачем нужны электронные торги и конкуренция? Главная их задача — экономия бюджетных средств. Если в регионе искусственно эта конкуренция устраняется (а именно это мы и наблюдаем, на наш взгляд), то никакой экономии не происходит. Дорожное строительство — высокомаржинальная сфера. Это значит, что даже с понижением максимальной стоимости контракта на 20%, подрядчик всё равно в минусе не останется. То есть с каждого околомиллиардного контракта можно было сэкономить 200 млн рублей.
А теперь посмотрим, сколько их было заключено со старта нацпроекта. У нас было два крупнейших подрядчика: ООО «Союз Автодор» и АО «СМУ-Дондорстрой». С первым заключили 30 контрактов на сумму 20,8 млрд рублей. Со вторым — 10 контактов на сумму 7,7 млрд рублей. Практически все аукционы прошли без экономии (справедливости ради, в какой-то момент было замечено микроснижение максимальной стоимости контракта в размере 0,5% от его начальной цены — ну спасибо, что называется, и на этом, но говорить, что это существенная экономия, довольно странно).
Так вот, общая сумма неконкурентных аукционов составила 28,5 млрд рублей. Если бы они прошли так, как это должно быть, то есть с понижением начальной цены, экономия с 2019 года могла составить 5,7 млрд рублей. Это сопоставимо с тем, сколько вкладывалось на ремонт дорог по нацпроекту в Новгородской области за целый год.
Но бесконкурентные аукционы в Новгородской области плохи не только тем, что прошли без экономии бюджетных средств. Проблема также в том, что местные подрядчики не были допущены до участия, а иногородние подрядчики не платили налоги в местный бюджет при производстве работ. Да, один из подрядчиков зарегистрировал здесь свой филиал, но это только филиал и называть это полноценным вкладом в бюджет, нельзя.
Ещё одна проблема, связанная с иногородними подрядчиками: они привлекали в качестве субподрядчиков организации, которые, вероятно, вообще ни дня не работали в регионе. Об этом мы писали в нашем материале за 2020 год, проверили сейчас — ничего не изменилось. Те же компании за исключением разве что тех, кто был признан банкротом. О чём, например, говорит заключение контракта на ремонт дорог с новгородской организацией, основной деятельностью которой является продажа древесины? А такое тоже есть, если присмотреться.
О качестве ремонта мы тоже неоднократно писали, видели и вот такой результат, и отсутствие укреплённых обочин, которое уже привело к гибели как минимум трёх человек, и ремонты без проектов организации дорожного движения, и спешный ремонт, совпавший с первым снегопадом всего лишь полгода назад.
Посмотрим, сколько средств было потрачено с 2019 года на нацпроект БКД в Новгородской области: в 2019 году — 1,59 млрд рублей из федерального бюджета и 1,68 из местного (итого 3,28 млрд). В 2020 — 607,5 млн рублей из федерального бюджета и 4,26 млрд — из местного (всего 4,87 млрд), в 2021 — 760,97 млн рублей из федерально бюджета и 5,24 млрд из местного (в итоге 5,24 млрд рублей), в 2022 — 1, 27 млрд рублей из федерального бюджета м 2,64 млрд из местного (всего 3,91 млрд рублей), в 2023 — 2,59 млрд рублей из федерального бюджета и 3,85 млрд из местного (всего 6,43 млрд рублей) и в 2024 году — 3,95 млрд рублей из федерального бюджета и 3,01 млрд из местного бюджета (итого 6,06 млрд рублей).
На картинке, конечно, нагляднее:
Если перевести это всё в диаграммы, получается, что за шесть лет вклад регионального бюджета в нацпроект составил 65%, а федерального — 35% (в деньгах это составило 10,76 млрд рублей против 19,93 млрд).
А что у соседей? В Псковской области объём финансирования из федерального бюджета составил 4,69 млрд рублей, а из регионального — 2,68 млрд рублей. В Тверской — федеральный центр выделил 8,18 млрд рублей, а область — 4,51 млрд рублей. В Ленинградской — 2,74 млрд рублей из федерального бюджета против 1,1 млрд рублей из регионального. В Карелии — 4,14 млрд рублей выделено из федерального бюджета, а 2,87 млрд — из регионального.
В Вологодской картина примерно как в Новгородской — из федерального бюджета выделено 4,85 млрд рублей, а из регионального 10,48 млрд рублей. Но в целом в подавляющем большинстве регионов вклад федерального бюджета был либо равнозначный, либо больше, чем региональный. То есть говорить о масштабном привлечении федеральный средств в Новгородскую область в рамках нацпроекта БКД как минимум не приходится.
В целом, сказать, что нацпроект «Безопасные качественные дороги» в Новгородской области полностью провалился, нельзя. Однако с уверенностью можно заявить, что здоровая конкуренция совершенно точно не помешала бы — ремонт был бы и качественней, и масштабней.
Смотрите также
В Великом Новгороде с собственницы квартиры в аварийном доме на Промышленном переулке тепловая компания «Новгородская» взыскала плату за отопление за тот период, когда в квартире никто не жил, а батарея была вырвана.
В Новгородском районе жители жалуются на отсутствие ремонта дороги, а подрядчика планируют оштрафовать за отсутствие разметки 4
В Новгородском районе жители жалуются на состояние дороги «Великий Новгород — Псков» — Сутоки — Богданово. Её должны были отремонтировать до 31 октября 2024 года, но после проведённых подрядчиком работ, её состояние не улучшилось.
На участие в ПМЭФ Новгородская область уже потратила почти 50 млн рублей (минимум) 6
«Агентство развития Новгородской области» разместило несколько аукционов на участие в Петербургском международном экономическом форуме. Общая сумма составила 49,94 млн рублей.
Комментарии