Восемь лет губернаторства Андрея Никитина. Взгляд аборигена
Сытое и спокойное время упущенных возможностей, когда страна «проедала своё будущее»: так мы когда-нибудь вспомним эти годы. Вероятно, ушедший губернатор и правда был лучшим из вариантов, что могла предложить нашей области российская бюрократическая система. Но лично у меня эти годы оставили двойственное впечатление. Здесь и далее изложена субъективная точка зрения.
Время больших ожиданий
Когда Андрей Никитин только пришёл в Новгородскую область, народ ощутимо «всколыхнулся». Шутка ли, у руля встал человек из «Агентства стратегических инициатив»: места, где генерируются передовые идеи, где, как тогда казалось, есть внушительный опыт работы с «живой энергией масс». Человек, который наверняка знает, как организовать в отдельно взятом регионе всё так, чтобы раскрыть потенциал многих. Чтобы получать «от каждого по способностям» и наделять «каждого по потребностям». Словом, оптимизм был велик и «кредит доверия» огромен. Вот ссылки на пару моих статей, написанных «в духе оптимизма»:
- Катализаторы инноваций: Университет Национальной технологической инициативы проводит образовательный эксперимент с НовГУ
- Открытие «Точки кипения». Нужна ли НТИ новгородским фермерам?
Но вскоре выяснилось: делать что-либо новая команда может только «на привозных ресурсах», а от «живой энергии масс» шарахается как чёрт от ладана. Поэтому ни о какой «мобилизации» этой энергии даже речи быть не может. Нет подходящего инструментария и, главное, — нет ни малейшего желания ограничивать себя в распоряжении доставшимися ресурсами общепонятной логикой:
Впрочем, запинывание любой социальной активности в «хату с краю», не личная прихоть Андрея Никитина, а системная политика новой российской элиты. Вот как об этом недавно высказался Алексей Чадаев, руководитель НПЦ Ушкуйник, которое, в частности, производит дроны «Князь Вандал Новгородский»:
— Генезис нашей системы — общество образца 89-93, когда, наоборот, была критическая масса неравнодушных, и они собирались на миллионные митинги на Лужниках и Манежной. Советская мораль в целом поощряла «активистов» и негативила «эгоистов». Однако механизмы коммуникации и согласования вектора движения между активистами окончательно сгнили и рассыпались к концу 80-х, и когда их попытались привести в действие — систему разнесло. И те, кто пришли на руины и начали пытаться хоть как-то этим управлять, обречены были делать всё возможное для того, чтобы эталоном и образцом для подражания стал «хатаскрайник», чтобы все хотели быть как он. Общественная энергия — это как поток воды. Пока он еле журчит, а по краям водоросли и кувшинки, всё тихо и безмятежно. Но вот вода прибывает, скорость увеличивается, того гляди выйдет из берегов. В такие моменты одни думают, как спасаться от наводнений, а другие — о том, как бы не помешала плотина с гидроэлектростанцией. Нынешний уровень гражданской мобилизации не позволяет нам выиграть войну, и даже с трудом позволяет её просто вести. Но если его повышать — надо думать о том, как наша маломощная и обветшалая система работы с обратной связью с ним будет взаимодействовать.
Единственное направление, куда российская бюрократия по итогу впустила «народную инициативу», — право совещательного голоса при планировании местного благоустройства.
Эпоха благоустройства
Самые громкие слова благодарности в адрес Андрея Никитина до сих пор звучат за ремонты дорог и благоустройство. Тогда появились миллиарды рублей госфинансирования, и за несколько лет случилась «дорожная революция».
«Правильные» журналисты в один голос вещали новгородцам, что всё это результат «особых отношений» между президентом и губернатором, в результате чего наша область получила немыслимые привилегии. А «неправильные» вытаскивали официальную статистику, которая говорила о том, что такая программа стартовала по всей стране, и многие регионы получают гораздо больше средств в пересчёте на километр дорог или на одного жителя, чем наша область.
Помимо дорог, за эти годы было много денег и сил вложено в благоустройство дворов, скверов, набережных. Во многих посёлках была решена давняя проблема с качеством питьевой воды. Начался процесс интенсивной газификации отдалённых районов. В чём тут заслуга лично губернатора, а в чём просто повезло, можно спорить долго. Но в памяти всё равно останется, что, к примеру, газопровод в деревни «был проведён при Никитине».
Промежуточные итоги в цифрах
Наш мир так устроен, что многие процессы мало зависят от регионального управленца. Есть тенденции общемировые: например, развитие технологий. Есть общие для всей страны: например, законодательство, инфляция и курсы валют. Выяснить, насколько удачно сработал губернатор, можно лишь сравнивая результаты его региона с соседними. На каком месте в рейтинге он был и на каком оказался. Видно, что область здорово «просела» по инвестициям, и, как закономерный итог, по ВПР на душу населения.
В 2021 году я тоже делал «промежуточные прикидки», по которым у меня выходило, что такой универсальный индикатор благополучия региона, как цена недвижимости, тоже заметно просел в относительном рейтинге.
Год | Цена квадратного метра жилья в Великом Новгороде в рублях | Цена в долларах (примерно) | Позиция в рейтинге | Позиция в рейтинге в % от числа городов |
2017 | 44 075 | 760 | 81 из 175 | 46 |
2021 | 46 433 | 610 | 151 из 247 | 61 |
На тот момент это означало «проигрыш» всех жителей города в стоимости их квартир на 36 млрд рублей за четыре года по сравнению с ситуацией, если бы город остался на прежней позиции.
НТШ — «корова Камэлия» по-новгородски
В начале 80-ых по телевизору показывали многосерийный фильм «Сын земли». Про молодого секретаря райкома в Грузии. Мне запомнился из него один забавный момент. Руководитель одного из хозяйств вместо того, чтобы повышать надои у всего стада, решил сделать одну из своих коров республиканской знаменитостью: «Корова-рекордсменка, рекордные удои, статьи в газетах». Когда при посещении фермы секретарь райкома поинтересовался у доярки, а не попадает ли в отчёты за Камэлию молоко от других коров, та ему честно призналась, мол, а как же иначе одна корова может дать столько молока.
Потом этот нехитрый приём «громкий дутый рекорд вместо стабильного результата», мне встречался ещё множество раз, не давая забыть «корову Камэлию». Так, когда Андрей Никитин анонсировал идею Новгородской Технической Школы, я по наивности воспринял это весьма серьёзно, не раз обсуждал и всесторонне обдумывал:
- Новгородская Техническая Школа — загадочный проект «дороги в светлое будущее»
- Осталась ли актуальной шутка про «Новгородскую Техническую Школу имени Ходжи Насреддина»?
- Станет ли Новгородская Техническая Школа экосистемой инноваций
И долго удивлялся, почему же у этого проекта по факту, как у плохого паровоза, «весь пар уходит в гудок». Но чем дальше, тем яснее у проекта НТШ прорисовывались рога и вымя Камэлии.
Сейчас от первоначальной концепции НТШ не осталось почти ничего. Независимой образовательной структуры нет и не предвидится. Здание стало частью НовГУ и вошло в состав ИНТЦ «Валдай» — совсем другой набор обязательств, если сравнивать с тем, под который брались в самом начале деньги. Из образовательных проектов — в здании поселилась недавно созданная «Школа 21» от Сбера. Симпатичный лично мне проект, но пока рано говорить, насколько он окажется успешным.
Но в каком-то смысле эта ставка сработала. Город под громкие обещания, которые уже точно не будут в том виде реализованы, получил современное здание, а скоро получит и обустроенную набережную. Не каждый губернатор смог оставить после себя такой архитектурный памятник.
К сожалению, до сих пор остаётся окрытым вопрос, окажется ли НТШ источником дохода и процветания для области, или, наоборот, будет генерировать огромные убытки. «Чаши весов колеблются». Пока есть предпосылки и к тому и к другому сценарию.
Проигнорированная проблема управления деградацией
Чисто психологически было понятно желание «молодого технократа» красиво «порулить развитием» в регионе, который объективно погружён в процесс деградации. Но проблема в том, что для эффективного управления деградацией требуется совершенно другой склад мышления. Это как у военных. Есть «генералы от обороны» и «генералы от наступления». Беда, если в ситуации, когда нужно стойко обороняться и медленно отступать, бразды правления получает «генерал-наступ». Он тут же сожжёт все резервы в парочке красивых контратак, после чего оборона рискует окончательно рухнуть.
Здесь нашей области не повезло. Наиболее значимые социально-экономические процессы, идущие в ней, остались не только без управления, но даже без осмысления. «Команда развития» глобальные проблемы деградации предпочитала не замечать, не говоря уж о том, чтобы осознанно управлять ими. Впрочем, одна из «контратак» на деградацию была не только необходимой, но и успешной.
Спасение НовГУ
Вот что однозначно можно поставить в актив Андрею Никитину, так это буквальное спасение НовГУ. В момент его прихода в область университет был в глубоком кризисе. На площадях, где ранее обучались 22 тысячи человек, осталось лишь 7,5 тысяч студентов. Втрое меньше. С учётом принципа «подушевого финансирования», это была прямая дорога к банкротству и закрытию. ВУЗ в то время даже не смог нормально пройти очередную аккредитацию.
Губернатор взял ситуацию под контроль, сменил руководство и обеспечил серьёзную поддержку. Ни одно из зданий не было распродано. Была принята программа «Город-университет». Внедрено проектное обучение. Резко увеличен приток иностранных студентов. НовГУ вошёл в список «опорных вузов». В 2024 году планировалось иметь уже 16 тысяч студентов. Почти в два раза больше, чем на пике кризиса.
Сейчас начато строительство нового университетского кампуса рядом с главным комплексом зданий, и в целом будущее НовГУ выглядит довольно оптимистично. Особенно со стороны. Если заглянуть внутрь, то проблем там «как блох на собаке», но это не столько проблемы персонально НовГУ, сколько системные проблемы российского высшего образования.
Инновации: добрая слава для Новгородской области
Именно при Андрее Никитине область стала площадкой для проведения множества по-настоящему интересных мероприятий, которые обеспечили региону добрую славу места, где готовы поддерживать инновации: проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2121», Чемпионат высоких технологий, слёт операторов боевых квадрокоптеров «Дронница».
В первые годы было заметно, насколько опыт руководителя АСИ не соответствует множеству повседневных губернаторских задач. Смотреть на это было порой так же больно, как на забивание гвоздей микроскопом.
Но со временем «всё устаканилось». Появились нужные навыки. Нашлись адекватные задачам люди. А последнее послание губернатора и вовсе можно выставлять как яркий образец регионального управленческого искусства. Теперь экс-губернатору придётся осваивать новый круг задач. Будь то программа по беспилотникам, цифровизация транспорта или ВСМ.
В любом случае — удачи вам, Андрей Сергеевич! Спасибо за всё хорошее.
Смотрите также
Клуб мышления. Россия — пространство для жизни 32
Может ли Россия в обозримом будущем превратиться в страну, где счастливая и богатая семья с десятком детей является нормой, а не аномалией? И почему Новгородская область может оказаться первой «точкой роста» для нового жизненного уклада.
Клуб Мышления. Критерии оптимальности управленческих решений 22
Огромная пробка на несколько километров. Десятки тысяч машин. Несколько часов «в плену у дороги». Сотни тысяч потерянных человеко-часов, машино-часов, зря сожжённый бензин. Сто миллионов рублей прямых убытков для горожан. И двое рабочих, неспешно ковыряющих что-то, на перегороженном на две трети мосту на одной из центральных московских магистралей.
Станет ли Новгородская Техническая Школа экосистемой инноваций 21
Скоро произойдёт открытие НТШ — проекта-рекордсмена по обещаниям «светлого будущего», которое должно у нас наступить с его запуском. Попытаемся оценить идеи, заложенные в основу проекта, и обозначить, где на его пути «лежат детские грабли», наступать на которые бывает особенно больно.
Комментарии